Дистрибуция прессы как инструмент решения государственных задач

Вопрос о месте и роли средств массовой информации в жизни общества дискутируется уже много десятилетий. Сегодня даже сам термин «СМИ» претерпевает изменения - все чаще говорят «средства массовой коммуникации». И действительно, технический прогресс позволил отладить механизмы обратной связи, общение СМИ с аудиторией - больше не одностороннее, то есть становится коммуникацией в полном смысле этого слова.

Вместе с тем, именно достижения прогресса создают иллюзию того, что традиционные СМИ отходят на второй план. Например, в последнее время стало модным говорить о снижении значимости печатной периодики, падении интереса к ней, вытеснении традиционных печатных (да и эфирных тоже) продуктов цифровыми. Однако на самом деле эти утверждения не совсем справедливы.

Например, интернет предлагает гигантский массив разнообразных сведений - на его бескрайних просторах можно найти любой ответ. Главная проблема здесь - суметь задать вопрос. Недавние исследования показали, что пользование интернетом сужает кругозор человека - ведь в большинстве случаев поисковый запрос касается уже сложившегося круга интересов человека. Тогда как печатные СМИ, отмечают эксперты, предлагают читателям даже ту информацию, которую они не искали. Более того, особенности человеческого восприятия таковы, что, даже поданная в одинаковой форме, информация со страниц бумажного издания запоминается и понимается лучше, нежели прочитанная с экрана монитора.

В России к этим проблемам добавляется вопрос с обеспечением доступа к Сети. Такими услугами охвачено чуть более половины населения страны, а значит полноценная коммуникация на государственном, например, уровне здесь пока невозможна.

По широте охвата аудитории, бесспорно, лидирует телевидение - по данным TNS, среднесуточная аудитория ТВ достигает почти 70%, а средняя недельная превышает 90%. Однако далеко не все жители страны имеют равный доступ к телепродукции - больше половины наших сограждан не являются подписчиками платных услуг и могут смотреть не более 18 каналов. И это еще довольно оптимистичная оценка - даже в какой-то сотне километров от МКАД есть районы, где без спутниковой тарелки и три центральных канала принимаются с трудом.

Между тем, периодическая печатная продукция тем или иным способом достигает даже самых отдаленных регионов страны. Поэтому, как бы велико ни было значение вещательных сетевых медиа, следует признать, что пресса играет решающую роль в формировании общественного мнения. А в России, к тому же, печать является зоной повышенного доверия широких народных масс.

Не случайно В.В. Путин в период последней избирательной кампании опубликовал свою предвыборную программу в семи общенациональных газетах, а не на сетевых ресурсах. Уровень доверия населения к прессе в разные годы колеблется, но все равно редко опускается ниже 70%.

Из разнообразных функций, которые выполняют печатные средства массовой информации, обеспечение целостности информационного пространства государства и в дополнение к этому - поддержание конституционного права гражданина на доступ к информации - являются, пожалуй, наиболее важными. Выполнение этих функций частично обеспечивается за счет общенациональных изданий, распространяемых на всей территории страны, но и контент их носит такой же общенациональный характер, информируя население о положении дел в стране в целом. Такие издания не охватывают, да и не могут охватить, специфические проблемы, присущие конкретному региону. Информационный и временной пробел призвана заполнять региональная пресса, помогающая жителям периферии быть в курсе важнейших местных новостей, того, что им действительно важно и интересно. Таким образом, наряду с центральными изданиями региональные СМИ играют существенную роль в процессе поддержания единого информационного пространства и помогают гражданам избежать информационного вакуума. Местные газеты выходят в каждом муниципальном образовании - таким количеством телевизионных компаний наша страна похвастаться не может.

Иными словами, периодическим изданиям принадлежит главенствующая роль в современных демократических институтах, в деле обеспечения права на получение информации, плюрализма мнений, культурного разнообразия. С помощью периодики государство решает и социально ориентирующие, и культурно-образовательные задачи - для государства пресса остается незаменимым инструментом.

Да, сегодня «бумагу» читают меньше, но новейшие гаджеты не становятся ей альтернативой. Читатели газет превращаются в нечитателей, и тем легче это происходит, чем более затруднен доступ к свежей газете. А это значит, что может разрушиться информационное поле общества, под угрозой разрыва окажутся связи, в том числе и связь государства с собственными гражданами. Получается, что проблемы прессы в целом и ее дистрибуции в частности выходят за рамки отдельно взятой отрасли.

Власть обязана обратить пристальное внимание на инфраструктуру доставки прессы к читателю - сегодня ее уязвимость особенно очевидна. Например, практически весь объем подписных тиражей (по разным оценкам - не менее 90%) проходит через государственную

«Почту России». В России подписка традиционно является устоявшейся и удобной формой доступа граждан к периодическим печатным изданиям. С экономической точки зрения подписка весьма выгодна, так как гражданин, подписавшись на газету или журнал, производит кредитование производства и распространения издания. Это в свою очередь гарантирует издателю определенную стабильность, поскольку часть тиража уже продана и оплачена. В этой системе отсутствует списание, что крайне важно, учитывая стоимость обработки ремиссионных потоков. Кроме того, высокие подписные тиражи способствуют привлечению средств рекламодателей, являясь гарантией, что рекламные сообщения дойдут до потребителей. Однако эти выгоды зачастую нивелируются неэффективной работой почты. А в случае серьезных проблем у монополиста доступа к прессе будет лишена треть населения страны (по подписке сегодня распространяется примерно 30% тиража).

Такая перспектива представляется пострашнее манипуляций с тиражами в рознице - в период «олигархических войн» на заре 90-х неугодные издания (заметьте, вполне законно) выкупались у всех дистрибьюторов сразу и даже не попадались на глаза читателям.

Впрочем, у розницы, за постсоветские годы постепенно составившей серьезную альтернативу подписке, и сегодня множество слабых мест. В частности, в последние годы с большой скоростью идет уничтожение киосков прессы: в среднем, ликвидируется по стране до десяти киосков в день. А ведь и без того наша страна по числу киосков на душу населения больше чем в четыре раза уступает среднеевропейским показателям. За 2002-2004 годы количество торговых объектов по реализации печатных СМИ в стране уменьшилось на 9,3%, с 2004 по 2012 год сегмент потерял еще около 26% объектов (сократился с 42 тыс. объектов до 31 тыс.).

Причина - инициированный чиновниками муниципальных структур процесс так называемого упорядочения уличной торговли. Под этим лозунгом сокращаются объекты нестационарной торговли газетами, журналами и книгами, часть таких киосков ликвидируется или переносится с центральных магистралей и остановок общественного транспорта в неудобные для покупателей места.

С призывами о помощи за последние два года в общественные организации отрасли обращались представители дистрибьюторских компаний из Барнаула, Бийска, Братска, Воронежа, Кемерова, Нижнего Новгорода Новокузнецка, Перми, Петрозаводска, Саратова,

Ставрополя, Сургута, Челябинска, где вопрос стоит наиболее остро и само распространение периодической печати находится под угрозой уничтожения.

К киоскам прессы в обществе сложилось отношение легковесное. Дескать, еще одна точка, торгующая газетами и всякой мелочью. А смотреть надо глубже и серьезнее. Прежде всего - это объект культуры, продвинутый в середину широких народных масс. И, главное, - это инструмент по реализации плюрализма мнений и свободы слова на улицах и площадях российских городов. В крупных городах падающее знамя киоска еще могут подхватить супермаркеты, в небольших же населенных пунктах остаются только почтовые отделения. Но розничная торговля прессой для них - непрофильная деятельность. А традиции покупать газеты на почте у нас нет.

На наш взгляд, спасение отечественной системы розничного распространения периодической печатной продукции, и более всего киосковой розницы, - это сохранение интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности.

По экспертным оценкам, обвал существующей системы распространения печатных СМИ возможен при резком сокращении рынка более чем на 30%. А при обвальном падении рынка серьезные проблемы встанут не только перед издателями и дистрибьюторами, но и перед государственными институтами. Что произойдет с обществом, которое лишится информационного пространства, формировавшегося веками? Смогут ли новые СМИ продолжить миссию традиционных?

Во многих странах власти предчувствуют, что крах бумажной прессы может произойти в тот момент, когда общество еще не будет готово к этому, когда еще не будет найдено достойной альтернативы, и стараются поддерживать не только издателей, но и распространителей как связующее звено между производителем и потребителем информации.

А в российских условиях оставлять удаленные от центра регионы без информации категорически нельзя, это чревато общественно-политическим кризисом регионов, ни больше, ни меньше.

Именно поэтому настало время государству предпринять в отношении дистрибуции печатной продукции ряд решительных действий.

В первую очередь требуется принять законодательные акты, на основании которых оказывается помощь всему институту прессы. Механизм поддержки должен быть понятным и прозрачным, недискриминационным. Цель такой помощи, по нашему мнению, должна определяться в законе как сохранение единого информационного пространства и информационной безопасности страны, обеспечение плюрализма мнений, а также культурного и языкового многообразия прессы.

Не менее важно государству взять на себя часть ответственности за доставку печатной продукции населению. Нигде в мире эта деятельность не является рентабельной, поэтому столь часто власти самых разных стран субсидируют почтовые службы в части доставки газет и журналов потребителям, помогая тем самым удерживать тарифы на доставку подписки на приемлемом уровне.

В целом же, мы уверены, государству пришло время отказаться от адресной помощи некоторым изданиям в пользу косвенной и опосредованной поддержки всей отрасли периодической печати по примеру западных стран.

В закон о господдержке СМИ в России должны войти следующие положения:

■ Введение режима налогового благоприятствования для печатных СМИ и смежных отраслей: установление единой сквозной ставки в размере 5%; снижение до 10% отчислений в социальные фонды для издателей и распространителей прессы.

■ Закрепление за дистрибуцией прессы всех форм статуса социально значимой услуги.

■ Увеличение с 10 до 30% норматива списания нереализованных тиражей.

■ Принятие таможенных льгот для смежных отраслей (на ввоз не производящихся в стране сортов бумаги, полиграфического оборудования и т.п.).

■ Пропаганда и поддержка чтения, бесплатное обеспечение библиотек периодикой.

■ Реализация программы «Молодежная подписка»: предоставление бесплатной подписки на одно общественно- политическое федеральное издание для молодых людей, достигших 18 лет.

«В нынешний век информации традиционно большая роль СМИ приобретает особое значение: от профессионализма, таланта, объективности, беспристрастности, а порой и гражданской смелости журналиста зависит то, как общество воспринимает происходящее, оценивает перспективные планы, а также все, что уже сделано», - заявил Владимир Путин, поздравляя отрасль с Днем российской прессы. Но связь журналиста и общества обеспечивает система распространения периодики, и сегодня этой отрасли остро необходима забота государства на федеральном и региональном уровнях.

 

Авторы: Дмитрий Мартынов, президент АРПП;

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Источник: журнал  «Журналист», № 8 август 2013