Он предполагает широкий спектр мер по поддержке розничной торговли периодикой. В нашей стране есть области, где такой документ словно бы уже действует, а есть и такие, где нужны не рекомендации, но настоятельные требования.
Что такое хорошо – для киосков
Рынок прессы за последние двадцать лет изменился радикально: появились многие тысячи новых изданий, для их продажи выстроены, адаптированы, заимствованы из-за границы или изобретены в Отечестве разнообразные форматы торговых точек. Островком стабильности в этом океане реформ всегда оставался газетный киоск. Он пережил нашествие горе-коммерсантов начала 90-х годов и отстоял свое право на жизнь, появление супермаркетов не отвратило от него покупателей даже в кризис 2008 года.
Однако, помимо того, что в данном сегменте рынка высока доля постоянных затрат (т. е. затрат, не меняющихся в зависимости от объема производства, – аренды или расходов, связанных с согласованием открытия торговых модулей, например), в этом бизнесе велико влияние местных органов власти. Добрая их воля помогает киосковой сети эффективно продавать газеты и журналы, злая же или простое равнодушие – губит торговые точки.
А ведь пресса не пиво, покупатель ее не перемещается автоматически с исчезновением киоска в супермаркет, чему есть много объективных причин. Чтобы не быть голословными, сравним результат вмешательства региональной власти в дела мелкорозничной торговли периодикой в двух российских городах, двух крупных промышленных центрах – Липецке и Саратове.
Человек читающий
Липецк входит в весьма узкий круг российских городов, где развитие киосковой розницы, с точки зрения нашей отрасли, находится на высоком уровне. Все киоски оформлены в едином стиле, во всех соблюдается единая выкладка, так что покупатели могут найти необходимые издания на привычном месте. Более того, киоски ежедневно моются, а окружающая территория содержится в чистоте (в Липецке действует местная норма, обязывающая владельца торговой точки следить за порядком на территории в десять метров вокруг нее).
При этом власти отнюдь не поддерживают киосковую розницу в целом – напротив, в Липецке идет борьба с несанкционированными торговыми точками, сносятся нелегальные стихийные рынки. Как правило, это касается ларьков с продуктами и сигаретами, однако известен случай, когда был удален киоск «Роспечати». Иными словами, липецкие власти поддерживают газетно-журнальные розничные точки только в рамках правового поля и своего круга компетенций.
Добровольные аутсайдеры
Саратов еще три года назад причисляли к лидерам по обеспеченности киосками на душу населения – город выполнял европейскую норму в одну точку на тысячу жителей. Но вот в течение нескольких месяцев, начиная с декабря 2011 года, киоски начали исчезать. Порой их сносили открыто, на глазах у изумленной публики и невозмутимых полицейских, порой сооружения переносились на другое место тайно, ночью, чтобы уже утром в другом районе из бывшего газетного ларька началась торговля чем-то иным. Товар и оборудование, естественно, не возвращались.
Причины неприязни городского руководства именно к малым формам торговли прессой неясны. Внешний вид киосков устарел? Но снос начался еще до утверждения некоего «единого дизайна», так что распространители никак не могли успеть изменить торговые объекты. Часть ларьков установлена «в местах общего пользования» вроде парков и скверов? Но ведь пресса – товар непродовольственный, она не портится, не пахнет, норм гигиены не нарушает… Саратову вообще не нужны киоски? Но пирожки и прочее остались на месте...
«Роспечать» пыталась через суд опротестовывать решение городской администрации об изменении порядка дислокации киосков, однако суд против властей не пошел. Обращения распространителей, издателей, киоскеров, читателей в разнообразные инстанции не то чтобы оставались без ответа, но к изменению ситуации не приводили.
Жители писали обращения, заклиная сохранить газетные киоски, – их письма были проигнорированы. Как тут не вспомнить случай с липецким ветераном, который пожаловался, что далековато приходится добираться за свежей газетой. Местные власти выделили участок, и «Роспечать» поставила поблизости от его дома киоск, едва нарабатывающий на зарплату продавца, но здорово добавивший авторитетности и властям, и компании.
А что в итоге?
К чему в итоге приводит вмешательство властей в дела киосков?
По данным липецкой «Роспечати», за день к каждому киоску компании подходит полторы-две тысячи человек, шестьсот из них совершают покупки. Товарооборот киоска небольшой площади (меньше десяти метров) достигает трехсот тысяч рублей, большого, почти двадцатиметрового киоска – превышает шестьсот тысяч. Рентабельность киосков компании колеблется в пределах 5-7% (и это притом что с 2004 года в них не продаются сигареты).
Уровень возвратов невысок – реализуется в среднем 82% печатной продукции. Местная пресса получает от розницы больший доход, чем от подписки.
А вот данные по Саратову: в среднем ежедневно в киосках покупки совершают менее двухсот человек.
Товарооборот киоска в зависимости от площади – от 50 до 150 тысяч рублей. Арендная плата за земельный участок при этом – 50 рублей за квадратный метр ежемесячно. Неудивительно, что в таких условиях рентабельность киоска выражается отрицательной величиной -13,8%.
Сравнивая положение киосковых сетей в этих российских городах, мы можем прийти к выводу, что это не киоск – устаревший и никому не нужный формат торговли, как полагают некоторые представители саратовских властей. В благоприятной среде киосковая сеть работает как часы, составляя основу розничного распространения прессы.
Пример кризиса 2008-2009 годов показал, что этот формат более устойчив к влиянию негативных финансово-экономических тенденций, чем современные, в том числе и супермаркеты, которые приходят на место киосков, но не могут их заменить.
За границей давно поняли, что при уменьшении числа точек профессионального распространения прессы (киосков, лотков, магазинчиков) покупательские потоки не перераспределяются среди оставшихся. В частности, в Испании сокращение киосковой сети стало одной из причин того, что рынок прессы только за пять последних лет сократился почти на 40%!
А в Финляндии, например, киоску для получения льгот как социально значимому объекту торговли достаточно иметь в ассортименте 20% периодики – все остальное могут составлять более рентабельные товары, что и помогает мелкой рознице держаться на плаву. Впрочем, пример Липецка, где «Роспечать» отказалась от сигарет еще несколько лет назад, а продает только печатную продукцию и канцтовары, снова указывает на то, что если не ставить надуманных препятствий, розница справится и без значительного расширения ассортимента.
Главное – не выкручивать ей руки. Ассоциация распространителей печатной продукции выражает горячую надежду, что к рекомендациям, изложенным в приказе Минкомсвязи, прислушаются на местах, и их внедрение поможет поправить дела в Саратове и распространить опыт Липецка на всю страну.
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Александр Оськин, председатель правления АРПП
Источник: Собеседник