Оба исследования отражают самые значимые процессы, происходящие сегодня в глобальном издательском бизнесе. Каковы эти процессы, и что следует взять на заметку печатным СМИ? В этом разбирались НСМИ.
Тренды мировой прессы
Согласно исследованию «Тренды мировой прессы», около 20 % просмотров веб-страниц газетных сайтов производится с мобильных устройств на территориях, где население имеет доступ к цифровым гаджетам. Интересно, что в Германии, Франции и Соединенных Штатах Америки люди проводят за чтением новостей на планшете столько же времени, сколько и за просмотром бумажных газет.
Возрастают доходы издательств от непринтового бизнеса. К примеру, в США нетрадиционные ресурсы приносят 27 % дохода паблишинговым компаниям: 11 % поступает от цифрового направления бизнеса, 8 % – от так называемых «других ресурсов» (таких, как клиентские сервисы) и еще 8 % составляет непрофильный доход, к которому можно отнести электронную коммерцию.
Газетные тиражи
Более половины взрослого населения планеты читает газеты ежедневно, причем 2,5 млрд предпочитает бумажные версии, а более 600 млн – цифровые.
Тиражи газет упали на 0,9 % во всем мире в 2012 году. При этом растущие тиражи в Азии скомпенсировали падение копий в других регионах. Самое большое обрушение зафиксировано в Европе.
В течение последнего года падение газетных тиражей составило до 6,6 % в Северной Америке, до 5,3 % – в Западной Европе, до 8,2 % – в Восточной Европе и до 1,4 % – на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Тем не менее, в некоторых регионах тиражи увеличились: в Азии их рост составил 1,2 %, в Австралии и Новой Зеландии – 3,5 %, в Латинской Америке – 0,1 %.
В целом за последние пять лет тиражи упали на 13 % в Северной Америке и на 24,8 % в Западной Европе. За тот же период в Азии они выросли на 9,8 %, на Ближнем Востоке и в Северной Африке – на 10,5 %, а в Австралии и Новой Зеландии – на 1 %.
Рекламные доходы
Рекламные доходы газет во всем мире упали на 2 % в 2012 году. Они снизились на 7,6 % в Северной Америке, на 3,4 % – в Западной Европе, на 5,6 % – в Восточной Европе и на 8,3 % – в Австралии и Новой Зеландии. В то же время доходы от рекламы выросли в нескольких регионах: до 9,1 % – в Латинской Америке, до 3,6 % – в Азии и до 2,3 % – на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
В целом, за последние пять лет падение составило 22 %. При этом уменьшение рекламных доходов прессы в Западной Европе, начиная с 2008 года, составило 23,3 %, а в США – около 42 %. На ситуацию в Америке влияет резкое падение классифайдной рекламы в печатных СМИ.
Платный контент
Платный контент становится растущим источником дохода. К примеру, около половины издателей США сегодня берут плату за контент. Около 40 % используют metered model (с англ. – «модель измерения»; когда бесплатный доступ открыт только к определенному количеству материалов в день, сверх которого взымается плата), одна треть берет плату за премиальный контент, 17 % взимают платежи за любой доступ к материалам и 10 % используют другие модели.
Самый большой вызов
Авторы исследования «Тренды мировой прессы» уверены, что самым большим вызовом для издателей остается вовлечение аудитории в использование цифровых платформ».
Это происходит потому, что в то время, как сайты газет посещает более половины «цифрового» населения, они остаются лишь малой частью от общего интернет-потребления, давая всего 7 % от всех посещений веб-ресурсов. При этом на потребление цифрового контента пользователями тратится всего 1,3 % от общего времени, проводимого в сети, и при этом ими просматривается только 0,9 % от общего количества веб-страниц.
Эти тенденции подтверждает и исследование WAN-IFRA 2012 года (см. таблицу 1).
Таблица 1. Поведение пользователей при посещении сайтов газет
Поведение |
Процент пользователей |
|||||
США |
Бразилия |
Германия |
Россия |
Франция |
Индия |
|
Когда-либо посещали сайты газеты |
66.9 |
39.1 |
43.2 |
33.0 |
43.5 |
35.4 |
Посещают сайт газеты ежедневно |
17.1 |
8.5 |
11.7 |
7.4 |
11.6 |
9.9 |
Процент просматриваемых страниц |
1.1 |
0.6 |
1.9 |
0.5 |
1.6 |
2.1 |
Источник: WAN-IFRA/ComScore, ноябрь 2012
Тренды в ньюсрумах 2013
Для газет инновационная подача новостей, вовлечение аудитории и финансовая гибкость являются ключевыми качествами для того, чтобы справиться с давлением конкурентов, ограничением бюджетов и скоростью, с которой меняются технологии.
«Нет ничего удивительного в том, что газета New York Times получила премию Пулитцера за интерактивный репортаж Snow Fall – мультимедийный пакет, созданный журналистами и веб-дизайнерами и представляющий собой интеграцию текста, аудио, видео, фото и интерактивной графики», – говорится в комментариях к исследованию «Тренды в ньюсрумах 2013». После того, как впечатляющая интерактивная история погрузила аудиторию в эпицентр схода лавины в Каскадных горах штата Вашингтон, издательский контент перестал быть только предметом для чтения.
Печатные и онлайн-медиа из кожи вон лезут, чтобы предложить оригинальные методы подачи информации. А у издателей цифрового контента растет осознание важности взаимодействия с аудиторией. Комментирование онлайн, социальные медиа и использование аналитических сервисов стали неотъемлемой частью решений для современных издателей, но они должны использоваться разумно, говорится в докладе.
Использование социальных медиа
По мнению авторов отчета «Тренды в ньюсрумах 2013», социальный новостной сайт Reddit является прекрасным тренировочным инструментом для авторов – в отличие от социальных сетей Facebook и Twitter, – поскольку пользователи ресурса не могут полагаться на фолловеров и друзей, чтобы сделать свои посты успешными. Вместо этого качество текста и месседжа каждого поста оценивается индивидуально. Также исследователи добавляют, что социальные медиа являются золотым прииском историй и идей, хотя наряду с полезной информацией содержат много бесполезных и даже недостоверных сведений. Примером последнего может служить эпизод, когда пользователи неправильно опознали подозреваемых в организации взрыва во время марафона в Бостоне.
Аналитические сервисы и измерения
С другой стороны, аналитические и измерительные сервисы, такие, как Chartbeat и Visual Revenue, позволяют СМИ понимать привычки потребления цифрового контента аудиторией. Одним из главных новшеств последних двух лет является активное использование аналитических сервисов редакторами и журналистами для того, чтобы понять, как статья работает в реальном времени, и делать осознанные решения, на какой странице разместить тот или иной материал, или какую статью следует усиленно продвигать в социальных сетях.
Онлайн-комментарии
Ключевым вызовом для газет при вовлечении читателей является грамотное модерирование комментариев онлайн-читателей, позволяющее соблюсти свободу выражения мнений и в то же время поддержать конструктивное обсуждение.
Заместитель генерального директора WAN-IFRA Ларри Килман во время 65-го Всемирного конгресса газет в июне 2013 года представил результаты исследования особенностей онлайн-комментирования, согласно которым на новостных платформах в последнее время увеличилось количество пользовательских комментариев, в том числе и высказывающих ненависть к кому-либо/ чему-либо.
Эксперт отметил, что медиа признают ценность онлайн-комментариев. Но на деле пока не так много поводов радоваться подобной онлайн-активности: оскорбительных комментариев еще больше, чем выражающих ненависть, часть комментариев не относится к теме обсуждения или содержит спам, а выпады в адрес авторов статей зачастую воспринимаются как норма.
Ларри Килман посоветовал публиковать указания для модераторов сайтов, которые помогут вдохновлять читателей на конструктивное обсуждение, вовлекать и обучать их, выделять хорошие комментарии и назначать менеджеров по развитию коммьюнити или редакторов социальных медиа.
Проплаченные материалы в социальных медиа
Еще одним противоречивым вопросом стало определение и применение этических норм при подаче заказного контента на социальных сайтах. «Существует явный риск того, что редакционный и спонсорский контент станут слишком близки», – говорится в докладе.
Как пример, приводится материал «20 самых крутых гибридных животных», опубликованный на социальном сайте BuzzFeed и проспонсированный компанией Toyota в целях промо-акции ее гибридной модели автомобиля Prius. Однозначного ответа, является ли публикация подобного контента этически правильной, нет, однако доля таких материалов во всем мире растет.
Влияние paywall на работу редакции
Платный онлайн-контент – экзистенциальный вопрос, беспокоящий медиа, стал еще одним предметом исследования «Тренды в ньюсрумах 2013».
«Мы попытались сфокусироваться на влиянии, которое платный онлайн-контент оказывает на СМИ. Как paywall изменил отношение журналистов к работе в сети и специфику редакторской работы? Чем отличаются типы paywall? Приводит ли введение paywall к качественному улучшению журналистской работы, ведь теперь перед журналистами не стоит задача публиковать как можно больше материалов? Как редакторы определяют, за какие материалы стоит брать плату?», – задаются вопросами авторы исследования.
Изучение кейсов из Германии, Дании, Норвегии и Канады показало, что четких правил по успешной компенсации падающего дохода от рекламы в печати введением платы за онлайн-контент не существует. Эффективность той или иной модели paywall зависит от контекста.
Чтобы зарабатывать деньги на новостном контенте, редакционный штат должен активно участвовать в инициативах, которые могут помочь определить будущее их организации, считают эксперты WAN-IFRA. «Введение платы за онлайн-контент часто влияет на подходы редакционного штата к работе, а также меняет его отношение к цифровому продукту», – гласит доклад.
В целом же, на рынках, где печатные тиражи падают, убытки, как правило, компенсируются цифровой эволюцией, заявляют исследователи.
Также авторы отчета «Тренды в ньюсрумах 2013» советуют уделять внимание защищенности оборудования, трансграничному сотрудничеству, развитию полезных и практичных мобильных приложений и мульти-платформенных видеоприложений.
Источник: журнал «Новости СМИ» №16 (373), август 2013 г.