Напомним, что война с палатками и киосками стартовала в столице в 2010 году. С тех пор в городе из 14 тыс. ларьков, которые были известны статистике, осталось около 8500. Поводом служило то, что якобы эти самые объекты нестационарной торговли сильно усугубляют дорожную обстановку в Москве. Каким образом – понять трудно. В итоге в угоду решению транспортной проблемы столица искусственно создала себе новую.
Рациональное зерно в этой масштабной кампании, конечно же, было. Достаточно вспомнить, как выглядела площадь рядом с метро «Улица 1905 года». Также этими радикальными мерами удалось ликвидировать и незаконно установленные ларьки. Хотя и не стоит забывать о том, сколько же снесли и законно установленных. Впрочем, нелегальные точки продолжают появляться и сегодня, да и пробок не шибко уменьшилось. Кроме того, по мелкой рознице больно ударили последние правила размещения киосков и ларьков. По сути, драконовские меры попросту выкидывали все палатки с остановок и переходов. Делалось это, по словам чиновников, для того, чтобы людям не мешать садиться в транспорт. Однако адекватной альтернативы под размещение палаток не дали, что в итоге повлияло на их число и доступность.
Хлеба и чтива!
Больше всего пострадали киоски с прессой и точки общепита. Сегодня москвичу почти негде купить себе быстрый и полноценный перекус. По словам экспертов, в столице нестационарных точек с фастфудом осталось всего около трёхсот. И власти, вместо того чтобы способствовать появлению таких киосков на пересадочных узлах и в центре, всё косятся в сторону спальных районов. Где быстрый перекус гражданам не так уж и нужен.
С киосками прессы ситуация похожая. Если их отсечь от потока людей, которые идут по своим делам, то доход ларька с печатью резко падает. Причина тому то, что газета – товар инертный. То есть если увидел, то купил. Логично, что человек задумается о журнале, скорее стоя на остановке, а не в тот момент, когда он на неё спешит утром. А ведь ещё надо вспомнить, куда этот ларёк теперь унесли силами чиновников.
Однако если с фастфудом дела обстоят печально, то у киосков с прессой появился лучик надежды. Алексей Немерюк, и.о. руководителя Департамента торговли и услуг Москвы, вместе с Владимиром Черниковым, и.о. руководителя Департамента СМИ и рекламы столицы, представили общественности новый тип ларьков для печати. Сделаны они по французскому образцу. Достаточно вместительные, удобные для покупателя и дизайном больше соответствуют современному городу. До конца года должно появиться около 150таких киосков. Стоят они, правда, недёшево – 700 тыс. рублей. По плану вкладываться в установку таких ларьков будут инвесторы, которые получат право размещать на таком киоске рекламу в течение 10 лет.
Эту инициативу властей специалисты встретили позитивно. В частности, Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции, сказал о том, что случай для Москвы беспрецедентный. Власть решила сенсационно поддержать медиарынок столицы. По его мнению, новые киоски поспособствуют росту продаж газет и журналов. Доказательство тому – экспериментальный «французский» ларёк, который был установлен на Кутузовском проспекте. Там за несколько месяцев посещаемость и прибыль выросли чуть ли не вдвое.
Дамоклов аукцион
Впрочем, на сегодняшний день неизвестно, как будут определены места для нестационарной торговли. Логично, что в проработке размещения будут принимать участие местные депутаты. Будущий мэр, кем бы он ни был, должен анализировать ошибки, особенно таких неоднозначных кампаний. Кому были так нужны тотальный снос ларьков и выжигание тем самым малого бизнеса – непонятно. Как рассказал Роман Жигульский, председатель Координационного совета некоммерческого партнёрства «Содействие предпринимателям-арендаторам», к сожалению, на практике происходит совершенно по-другому. Управы согласовывают места размещения с префектурами. А потом уже передают схему с дислокацией киосков в Департамент торговли и услуг. Управы, как правило, продвигают интересы «своих» предпринимателей, а другим могут предлагать неудобные места.
«Хорошо, если бы существовал орган, где совместно решали эту проблему депутаты, предприниматели и общественные организации. Такую инициативу готовят наши коллеги из «Лиги Свободы». Также Департамент торговли и услуг Москвы участвует в подготовке проекта по мелкой рознице, в котором появится такое понятие, как «мобильная торговля», – рассказывает Р. Жигульский.
Сложно сказать, каковы шансы на жизнь у этого проекта, но предприниматели его очень ждут. Главная беда аукционов за торговые места – это рейдерство и коррупция. По-человечески всё это может заработать только тогда, когда спрос на эти места будет равен или будет чуть меньше предложения. Сейчас цена перепродажи торгового места достигает уже астрономических масштабов – 300 миллионов. Поэтому новые аукционы в 2014 г. – это тупиковая ситуация.
Из-за действующих сегодня правил размещения нестационарной торговли в городе нет места для палаток. А вот спрос у покупателей есть. Свидетельство тому – незаконные палатки. И торгуют они в основном алкоголем, естественно, не имея на то лицензии. Впрочем, в столичном Департаменте торговли и услуг пытаются решить проблему дефицита нестационарных точек торговли. По мнению А. Немерюка, в этом помогут торговые автоматы. Похожие на те, что стоят в зданиях. Только лучше защищены от вандалов и непогоды. Скорее всего, они будут дешевле и рентабельней, чем киоски.
Главное – пополнять его товаром. Вместительность, правда, хуже, чем у ларька. А. Немерюк обмолвился, что часть аппаратов со снековой продукцией и безалкогольными напитками попросту заменят собой ларьки. Велика ли эта часть – покажет время. А пока в этом году планируется составить схему размещения торговых аппаратов. Остаётся надеяться, что и они через год-другой не станут заложниками транспортной проблемы.
Налицо недальновидность и отсутствие системности в решении проблем нестационарной торговли. Получается, что сначала волевым решением градоначальника всё незаконно выжигается. Затем в течение нескольких месяцев создаются дефицит и последующая спекуляция на торговых площадях. И только после этого предлагаются какие-то альтернативы. На фоне предстоящих выборов мэра Москвы всё это похоже на заигрывание с избирателями. Остаётся надеяться, что такой «флирт» выльется в конкретное предложение, которое будет полезно в первую очередь гражданам.
Сергей ГРУНЮШКИН
Источник: Аргументы Недели