Уж не знаю, то ли действительно погода сыграла злую шутку над книжниками, то ли им уже все равно, но зал неожиданно оказался заполненным лишь на треть. Хочется надеяться, что верно первое… Так как еще в прошлом году народ проявлял значительно бОльшую активность.
Заместитель руководителя ФАПМК Владимир Григорьев так прямо в приветственном слове и сказал: время бросает вызовы, но издателям необходимо сосредоточить все усилия, и интеллектуальные и финансовые, чтобы противостоять и ветрам, и дождям.
Но малочисленные присутствовавшие восприняли предложение чиновника как-то вяло, начав покидать зал конференции сразу же по окончании второго выступления (первым доклад сделал Олег Новиков, «Эксмо», второй — Елена Соловьева, «Книжная индустрия»). Интеллектуальных усилий прикладывать явно мало кому хотелось…
Кто был в конференц-залах 75 павильона ВВЦ знает, насколько предательски громко здесь хлопают сиденья, стоит только оторвать от них затекшее тело. Именно это хлопанье, эхом разносившееся по немаленькому залу, канонадой зазвучало сразу же, как только г-жа Соловьевой сошла с трибуны.
Итак мало заполненный зал оказался практически пустым… Выступавших следом представителей издательства «Просвещение» остались слушать только самые стойкие, журналисты, да небольшая группка жаждущих доклада «Озона».
Который, кстати, разочаровал — 90% представленных его руководителем книжного направления Алексеем Кузьменко данных — перепечатки из ФОМа…
Так что самое ценное — в докладах «Эксмо» и «Книжной индустрии». Вот о них и расскажу.
***
Олег Новиков, «Эксмо»
Начиная с 2008 года, книжный рынок демонстрирует сокращение. По оценкам «Эксмо» общий объем падения за этот период составил приблизительно 28%. Средний темп падения -5%. Хотя в последнее время наметилась тенденция замедления падения до -3% (соотношение 2013 г. к 2012 г.) Темпы падения прошлого и этого годов вызваны прекращением работы некоторых розничных операторов и закрытием магазинов («Буква»). При этом другие магазины не смогли компенсировать потерь. В связи с этим в «Эксмо» ожидают дальнейшее падением темпов роста объемов продаж в натуральном выражении, но прогнозируют стабилизацию рынка в денежном выражении за счет инфляции и роста в общем объеме книжной продукции доли качественного и дорогого ассортимента (дешевые книги переходят в электронный формат, поэтому доля более дорогих растет).
Стагнация в книжном сегменте характерна для всех крупнейших международных рынков. Факторы, влияющие на динамику объемов рынка:
— Падение интереса к чтению.
— Замещение обычных книг электронными. (При этом электронные издания не являются угрозой печатным; намного большую угрозу, идущую из цифровой среды, представляет пиратство: по данным «Эксмо», сегодня около 90% скачиваний происходит именно пиратским способом. Как сказал Новиков: «Без законодательных инициатив ситуацию не исправить, и если за два года она не изменится, рынок окажется на грани коллапса»).
— Стабилизация доли полочного пространства под книги.
— Повышение качества управления ассортиментными матрицами в книжных магазинах.
— Интеграция между издателями и розницей в области трейд-маркетинга и продвижения.
— Рост среднего чека в магазинных.
Олег Новиков: «Падение количества читающих граждан в стране, по данным ФОМ, прекратилось, показатель по объемам чтения стабилизировался. Является ли это временным фактором — посмотрим к концу года, но хочется надеяться, что электронные книги все-таки будут работать на отрасль, дав нам больше возможностей по продажам».
Региональные книготорговые сети («Амиталь», «Пегас», «КК», «Продалит», «Меломан») в 1 п\г этого года продемонстрировали рост продаж по книгам, чего не скажешь о Москве, где тенденция к сокращению объемов не только наличиствует сегодня, но и будет усугубляться.
Самым активным каналом продаж в последние годы является Интернет. В настоящий момент его доля приближается к 15%.
Олег Новиков: «Несмотря на все проблемы с почтой, люди, при наличии качественного предложения и сервиса, увеличивают потребление бумажной книги. Если Интернет сохранит такие темпы роста, то уже в ближайший год он может стать локомотивом для роста всего рынка».
Росли также продажи в неспециализированной рознице (FMCG) — с 8,2% до 9,1%. Однако по данным докладчика, в этом сегменте сегодня наблюдается стабилизация и потенциал роста здесь для книжного рынка уже исчерпан.
Серьезно сократились объемы продаж в неструктурированной рознице и независимых книжных магазинных. Причина — сокращение их фактического количества. Возместить же утраченные объемы крайне сложно.
Что касается тематических сегментов продаваемой литературы, то сегодня самым крупным является сегмент художественной досуговой книги (33,21%); второе место за прикладной и научно-популярной тематикой (23,99%); третье — за детскими книжками (17,73%).
Что касается рынка электронных книг, Новиков привел пример США, где объемы их продаж уже сегодня превысили 20%, и положительная тенденция роста сохраниться. Активно в электронный формат переходит учебная литература, хотя ее цифровые версии в большей части являются лишь дополнением к бумажному формату. Это помогает рынку развиваться, но не сокращает его.
В 2012 году у ведущих мировых издательств доля электронной книги в продажах составила в среднем около 22%:
— Hachette Book Group – 26%
— Simon & Schuster – 21%
— Penguin – 19%.
Рынок электронной книги в России также устойчиво растут в течение последних трех лет в среднем на 103% в год. При сохранении данных темпов роста доля электронной книги, не позже 2015-2017 гг. составил порядка 5% от всего книжного рынка России (около 3,0 млрд. руб.)
Главные задачи, стоящие перед участниками книжного рынка, сегодня, по мнению Новикова, заключают в:
1.Продолжении работы над повышением интереса к чтению (путем социальной рекламы, популяризации в соцсетях, создания инфраструктуры для чтения в городской среде).
2.Борьбе с пиратством (путем законодательных инициатив, pr-активности издательств и авторов).
3.Развитии продаж электронных книг и оцифровке контента.
4.Налаживании информационного обмена для повышения прозрачности отрасли.
***
Елена Соловьева, «Книжная индустрия»
В сравнении с 1 п\г 2012 г. падение рынка в 1 п\г 2013 г., по подсчетам «Книжной индустрии» составило 3,2%. Основная причина в данном случае — сокращение магазинов сети «Буква» на 75%. При этом перераспределения покупательского потока на другие площадки не произошло.
Елена Соловьева: «Люди увидели закрытые магазины и не пошли искать новые. Они вообще перестали вспоминать и о книгах, и о книжных магазинах».
Главным каналом продаж книжной продукции по-прежнему остаются книжные магазины —– городские и региональные книжные сети.
Елена Соловьева: «Без этого канала, который необходимо холить и лелеять, рынок схлопнется. Книги не будут покупаться просто потому, что покупатели не будут вспоминать о них».
Сейчас в книготорговом оффлайн-ритейле пока все выглядит хорошо. Причины, согласно «Книжной индустрии», в следующем.
Во-первых — низкий уровень монополизации по сравнению с другими каналами. Суммарная доля продукции «АСТ» и «Эксмо» не превышает 30%.
Во-вторых — не растет доля сопутствующих товаров. В регионах их средневзвешенное значение составляет в среднем 22,5% в торговой площади и 32,5% в обороте магазина. В Москве средневзвешенное значение — 15,3% в торговой площади и 24,2% в обороте магазина.
Третье — не падает трафик.
Четвертое — растет средний чек (в основном, конечно, за счет инфляции).
Пятое — отсутствие угрозы демпинга со стороны интернет-магазинов, которая по словам Соловьевой, хотя и была еще совсем недавно крайне актуальной для Москвы, ныне снята. Однако сохраняется со стороны FMCG, который по-прежнему предлагает покупателю издательскую продукцию по крайне низким ценам.
Книжный рынок в России остается очень учебно-школьно ориентированным.
И еще некоторые цифры по продажам по тематическим группам от «Книжной индустрии» по итогам 1 п\г 2013 г. по сравнению с 1 п\г 2012 г.:
•Художественная литература для взрослых:
— в Москве рублевые продажи выросли на 0,24%; экземплярные сократились на 3,6%; средняя цена книги – 329,32 руб. (+7,96);
— в регионах рублевые сократились на 0,44%; экземплярные сократились на 6,1%; средняя цена книги 188,66 руб. (+11,3).
•Детская книга:
— в Москве рублевые продажи выросли на 6,7%; экземплярные выросли на 2,7%; средняя цена книги – 276,88 руб. (+13,2);
— в регионах рублевые продажи выросли на 5,5%; экземплярные выросли на 9,2%; средняя цена книги – 143,97 руб. (-1,7)
•Книги тематики «Образование и наука»:
— в Москве продажи выросли на 1,85%; экземплярные выросли на 0,8%; средняя цена книги – 196,55 руб. (+0,8);
— в регионах рублевые продажи выросли на 2,4%; экземплярные выросли на 3,1%; средняя цена книги – 155,44 руб. (+4,2).
•Прикладная литература:
— в Москве рублевые продажи сократились на 4,8%, экземплярные выросли на 1,9%; средняя цена книги – 380,07 руб. (-8,2);
— в регионах рублевые продажи выросли на 0,6%; экземплярные сократились на 0,8%; средняя цена книги – 169, 78 руб. (+6,3).
•Деловая и профессиональная литература:
— в Москве рублевые продажи сократились на 5,6%; экземплярные сократились на 8,7%; средняя цена книги – 390,71 руб. (+16,6)
— в регионах рублевые продажи сократились на 19,6%; экземплярные на 14,3%; средняя цена книги – 152,98 руб. (+0,1)
Что касается прогнозов, то, согласно Соловьевой, в пользу пессимистичных оценок говорят:
— отрицательный прогноз в регионах по продажам учебной литературы на 2 п\г 2013 г., что повлечет снижение устойчивости работы книготорговых сетей;
— отрицательный прогноз в Москве по продажам профессиональной литературы на 2 п\г 2013 г.;
— стабильный, но с тенденцией в минус, прогноз по продажам других тематических групп. Правда, исключая детскую книгу — только на ней рынок и держится.
Книголюб для любимой ПланетыСМИ
Источник: Блог Книголюб на PlanetaSMI.RU