С докладом «Экономические и политические вопросы функционирования киосковой розницы» выступила генеральный директор ООО «Финанс-Медиа» А.К. Грачёва, которая привела убедительные доказательства тому, что ведущаяся региональными властями политика по ликвидации киосковых сетей прессы создаёт реальную угрозу дальнейшему существованию рынка розничного распространения периодики в стране, что негативно скажется не только на распространителях, но и на издателях традиционных СМИ, и на читателях газет и журналов.
За период с 2004 по 2013 год численность киосков прессы в России сократилась с 42 тысяч до 30 тысяч. При сохранении этой тенденции к 2020 году общее количество этих объектов может упасть до 15 тысяч. Ожидаемое в 2013 году сокращение количества киосков на 1500 единиц приведёт к падению тиражей на 7%, уменьшению объёмов тиражей в типографиях на 32 млн. экз., уменьшению налоговых выплат типографий и издателей на 150 млн. руб. На такую же сумму сократятся налоговые выплаты распространителей.
Учитывая то, что за последние 10 лет было закрыто 12000 киосков, а тиражи сокращались на 260 млн. экз. в год, приходится говорить о недополучении в масштабах страны 3 млрд. руб. налогов. Кроме того произошла ликвидация рабочих мест, которые занимали киоскёры, т.е. представители социально незащищенных слоёв населения, поскольку в киосках трудились пенсионеры и лица, неспособные по объективным причинам занимать высокооплачиваемые места. Произошло сокращение также инфраструктуры системы распространения, складских и логистических работников, менеджеров
А.К. Грачева в числе факторов, угрожающих существованию киосковой розницы, назвала агрессивный административный ресурс в регионах, направленный против каналов распространения прессы, а также экономический кризис, отмену ЕНВД, рост затрат при стагнации/падении доходности по основной товарной группе. Она опровергла бытующее в некоторых кругах мнение о том, что ликвидация киосков осуществляется в основном для освобождения пространства для сетевой розницы. Свою позицию А.К. Грачёва мотивировала тем, что в данном случае нет полного перетекания клиентов из одного сектора продаж в другой. В супермаркетах и в киосках разные покупатели, разный ассортимент, причём в магазинах самообслуживания он весьма ограничен. Не каждый издатель имеет возможность платить входные бонусы, на которых настаивает ритейл.
Таким образом, киосковые сети прессы находятся под тройным прессом – со стороны самого рынка, сетевого ритейла и государства.
По убеждению А.К. Грачёвой, сегодня недостаточно сохранить киосковую розницу, нужно оказать ей экономическую помощь всеми доступными средствами.
Тему киосков и работающих в них киоскёров продолжила генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс», член правления АРПП И.Н. Васильева, которая выступила с докладом «Особенности в системе распространения печатной продукции в киосках. Торговый персонал – киоскёры».Для бесперебойной работы системы распространения прессы, подчеркнула она, необходимы согласованные действия каждого из её звеньев. Важные функции в этой цепочке выполняют киоскёры, которые непосредственно контактируют с покупателями и осуществляют продажу товара.
В докладе даётся обобщённый портрет петербургского киоскёра, для которого это основное, а проще говоря, единственное место работы. Среди киоскёров 96% составляют женщины. Большинство имеют среднее образование, хотя 20% с высшим: бывшие учителя, главные бухгалтеры, кадровики, инженеры, технологи, архитекторы, проектировщики. Более половины (55%) киоскёров – люди пенсионного возраста. 30% - предпенсионного, т.е. люди, которые сталкиваются с проблемой трудоустройства.
По существующим в России законам нельзя принимать на работу в киоск иностранцев. Экономически невыгодно использовать в качестве киоскёров жителей других регионов России.
И.Н. Васильева подробно рассказала о предъявляемых к кандидатам в киоскёры требованиях, о проблемах, которые возникают при подборе персонала. Прокомментировала функциональные обязанности киоскёров, напомнила, что их рабочий день начинается в 6.30 утра и заканчивается в 20 часов. Им приходится трудиться в стесненном пространстве, в котором отсутствуют необходимые санитарно-гигиенические условия, в диапазоне температур в помещении киоска от минус 30С˚ до плюс 50С˚, в режиме интенсивного общения с разными по характеру людьми.
В завершение выступления И.Н. Васильева раскрыла «секреты» созданной в возглавляемой ею компании системы обучения киоскёров и способы мотивации труда персонала.
На конференции состоялось обсуждение различных аспектов функционирования киосковых сетей, работы киоскеров и системы управления данным форматом распространения печатной продукции.
Пресс-служба АРПП