Проблемы подписки на газеты и журналы и пути их преодоления

Значительная часть второго дня работы медиаконференции АРПП в Турции была посвящена обсуждению вопросов функционирования института подписки в России.

Заместитель председателя правления АРПП, председатель координационного совета Альянса в поддержку институтаподписки на газеты и журналы В.В. Керов представил доклад «Роль Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы в  решении вопросов по развитию подписки в России». 

Главное внимание в докладе уделено проблемам, мешающим нормальному функционированию института подписки в России, среди которых высокие затраты на доставку, цены на подписку выше розничных цен, слабая конкуренция печатных СМИ с интернетом и телевидением, длительные сроки доставки, более высокая ставка НДС на подписные услуги, чем на розничную реализацию тиражей, недостаточное субсидирование услуг по доставке подписных тиражей ФГУП «Почта России», низкие зарплаты почтальонов и операторов связи и т.д. 

В.В. Керов обозначил конкретные пути решения этих проблем, назвал способы, которые планирует использовать Альянс для поступательного развития подписки в России.

Главая проблема подписки, подчеркнул В.В. Керов, проявляется в двух факторах. Первое – это высокая стоимость подписки, которая значительно превышает розничную цену и несвоевременная доставка подписки. Решение этих проблем обеспечит резкий рост спроса у населения на подписные издания. 

С докладом «Актуальные вопросы деятельности ФГУП «Почта России» на современном этапе. Подписка и розница в отделениях связи» выступила руководитель департамента по подписке ФГУП «Почта России» Е.Ю. Никитина. В структуре оборота «Почты России» от реализации печатной продукции за 2012 год, сообщила она, 66% приходится на подписку и 6% - на розницу.По итогам двух подписных кампаний 2013 года оборот сократился на 1,1%, тиражи упали на 4,1%. За последние три года субсидирование подписки практически приостановлено, что ведёт к росту убытков от этой деятельности.

Е.Ю. Никитина прокомментировала продажи печатной продукции в отделениях связи. По её словам, структура реализации в розницу различных товаров выглядит следующим образом:

- периодика – 25%;

- открытки – 5%;

- канцтовары – 1,5%;

- книги – 1,3%;

- прочие товары – 67%.

Спад продаж периодики в 2012 году составил 1%. Однако в 2013 году ожидается, что продажи этого вида продукции возрастут на 3%. 

Генеральный директор ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий» В.И. Лупенко озвучил доклад «Бумага и цифра: победителей не будет». Он напомнил историю создания агентства, которому 1 октября исполнится 50 лет.

Анализируя подписку на бумажные и электронные версии изданий, докладчик отметил, что именно подписка по бумажным каталогам даёт основную доходную часть агентству. При этом подписка через бумажные каталоги значительно превышает тиражи от интернет-продаж.  

В.И. Лупенко подробно рассказал о системе продаж электронных версий, которыми занимается его предприятие, входящее вместе с агентством «Книга-Сервис» и ЦКБ «Бибком»  в холдинг. Разработанная в этом холдинге технология «Контекстум» представляет собой информационную технологию, позволяющую вести массовую работу по оформлению и ведению лицензионных договоров.

Далее он представил информацию о предоставляемых при помощи технологии  «Контекстум» дополнительных сервисах.

Своими прогнозами развития российского института подписки поделился руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А. Дворянов, который выступил с докладом «Будущее подписки: взгляд из подписного агентства».

Докладчик проанализировал состояние подписки в стране, отметил проблемы, которые препятствуют её нормальному функционированию. На основе этого анализа он озвучил собственный прогноз возможного развития подписки в ближайшей перспективе.

По мнению В.А. Дворянова, количество подписных изданий в будущем будет постепенно сокращаться. Часть аудитории закрывшихся изданий уйдет из подписки. Но часть вольется в аудиторию более успешных изданий. ФГУП «Почта России» рано или поздно начнёт модернизацию инфраструктуры доставки подписных изданий, что позволит улучшить качество доставки. Благодаря этому можно ожидать создания сервисов подписки премиум-класса. 

Докладчик выразил надежду, что налаживанию диалога издателей и подписных агентств с целью увеличения подписных тиражей, поможет новая общественная структура - Альянс в поддержку подписки.

С опытом  проведения мероприятий по активизации подписки в период подписной кампании ознакомила участников конференции директор по работе с издателями ООО «Межрегиональное агентство подписки» Н.Г. Савина.

В начале выступления она назвала основные причины снижения подписных тиражей. К таким, по её мнению, относятся - благосостояние населения, которое вынуждено частично отказываться от второстепенных потребностей (в т.ч. от подписки), снижение потребления печатных изданий из-за увеличения количества пользователей Интернета, разница цен на одно и то же издание в рознице и по подписке, рост стоимости экспедирования и   почтовых тарифов на услугу по приёму заказов от клиентов на подписку  и доставку прессы и другие.

Н.Г. Савина раскрыла механизмы, применяемые в её предприятии для обеспечения качественного и успешного проведения подписной кампании, привлечения новых подписчиков и сохранения старых, а также для обеспечения роста подписных тиражей.

Свою точку зрения на ситуацию в подписке высказал А.В. Оськин, председатель правления АРПП. Проблемы своевременной доставки почтовых отправлений и подписных изданий он объяснил тем, что до сих пор в отделениях связи вся работа выполняется вручную. В стране построили только два автоматизированных сортировочных центра, в то время как в Германии их около 100. Поэтому в Германии доставка всех отправлений осуществляется за сутки-двое. В Китае таких центров – 300. Поэтому в этих странах проблем со скоростью доставки не наблюдается. Дотации Почте России в размере 3,2 млрд. руб. в год покрывают только половину затрат этого ведомства по работе с подписными изданиями. Подписной тираж насчитывает 1,5 млрд. экземпляров, следовательно на доставку одного экземпляра приходится всего два рубля, что крайне недостаточно для России с ее расстояниями.

А.В. Оськин предложил проводить декаду подписки три раза за подписной период – в начале подписной кампании, в середине и в конце. При этом самые большие скидки должны быть в начале. Важно также, чтобы поступающие от подписчиков средства незамедлительно перечислялись издателям.

Пресс-служба АРПП