В начале своего выступления докладчик заметил, что в последние 5 лет российский рынок прессы подвержен как минимум стагнации. Негативное воздействие на его состояние оказывает отсутствие эффективной государственной политики в медиаотрасли.
С одной стороны,в результате нынешнего нормативно-правового регулирования рынка налоговое бремя на издательскую отрасль растёт, с другой – поддержка её со стороны государства незначительна, а в абсолютных цифрах гораздо меньше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
Кроме того, по мнению Г.Н. Кудия, и на государственном уровне, и в частном секторе доминирует завышенное ожидание некого чуда и социально-экономического прорыва на основе применения новых информационных технологий и средств массовых коммуникаций, причём без дополнительных трудозатрат и системной поддержки соответствующих инновационных проектов. Эти технологии, безусловно, важны и необходимы. Но их нельзя идеализировать, тем более в ущерб традиционным формам распространения информации, опыта и знаний.
Отрадно, что осознание ситуации постепенно наступает. Во всяком случае, во многом и по этой причине рынок прессы сегодня не только жив, но сохраняет устойчивость, а в отдельных сегментах даже проявляет тенденцию к росту. Это, в свою очередь, говорит о несостоятельности утверждений о скорой и неизбежной смерти бумажной прессы и бумаги как носителя информации. Уверен, подчеркнул Г.Н. Кудий, что этого не будет, хотя пресса, конечно, будет трансформироваться применительно к новым условиям жизни и потребностям своей аудитории.
О живучести бумажных изданий говорит тот факт, что читатели Германии, США и Франции теперь проводят за чтением новостей в печатной прессе ровно столько же времени, сколько за чтением новостей с планшетов. Больше половины взрослого населения Земли читает газеты ежедневно: 2,5 млрд. человек в бумажном формате и 600 млн. – в электронном.
В подтверждение точки зрения об устойчивости позиций традиционных СМИ Г.Н. Кудий привёл убедительные аргументы из американской практики. Так, основатель торговой сети «Амазон» и один из наиболее успешных бизнесменов последнего времени Джеффри Безос прошлым летом купил газету «Вашингтон пост» за 250 млн. долларов. Оказалось, что газета может стоить дорого даже при отрицательных экономических показателях. Следом за ним другой миллиардер и владелец бостонского бейсбольного клуба «Ред Сокс» Джон Генри приобрёл газету «Бостон глоб», тоже входящую в пятёрку крупнейших ежедневных газет США. Человек, стоящий в списке самых богатых людей планеты под № 2, Уоррен Баффет, на интуицию которого равняется не первое поколение американских бизнесменов, в последние годы одну за другой скупает небольшие и средние газеты США, которых у него набралось более тридцати. По утверждению американских СМИ, до тех пор, пока деловые люди такого масштаба тратят на покупку газет сотни миллионов долларов, «большая пресса» будет жить.
Подобной же оценки придерживаются специалисты и в других странах. В частности, по словам исполнительного директора Ассоциации немецких издателей журналов Стефана Шерцера, 147 из 240 проанализированных экспертами ассоциации изданий сохранили или расширили зону своей досягаемости, а 20 журналов даже установили новые рекорды. Более того, Шерцер рекомендует издателям активно запускать новые проекты на рынок, поскольку все недавно зарегистрированные журналы за год смогли увеличить аудиторию в среднем на 5,7%. В целом спрос на полностью адаптированные к потребностям читателя медиа постоянно растет.
Похожие тенденции наблюдаются и в России, где печатные СМИ демонстрируют рост своей доли в предпочтениях граждан, ответивших на вопрос: «Из каких источников вы чаще всего узнаете новости и информацию?». Если в январе 2012 года газеты в таком качестве назвали 23% респондентов, то в апреле 2013 года – уже 26%.
Такие показатели, как считает Г.Н. Кудий, в определённой мере можно объяснить тем, что популярность Интернета достигла предела или приближается к нему, а недостатки сети проявляются всё более отчётливо. Кроме того, все рассуждения о том, что блогеры заменят профессиональных журналистов, так и остаются разговорами.
Трудности, переживаемые традиционными СМИ, вызваны, по оригинальной трактовке Украинской ассоциации издателей периодической печати, присущими им «7 смертными грехами». В их числе и уверенность в своём всезнании, родившаяся во времена информационной монополии, и привычка получать большие прибыли без серьёзного развития инновационной деятельности, и неумелые вложения средств, и ошибки при совершении сделок по слиянию и поглощению, и т.д.
Докладчик также озвучил и предложения, разработанные украинскими коллегами в качестве мер по избавлению от этих грехов.
Не во всём можно согласиться с украинскими коллегами, подчеркнул Г.Н. Кудий, но в целом таковы объективные условия функционирования современного рынка информации. Взять своё на нём пресса может только качеством контента, его хорошим с эстетической точки зрения полиграфическим оформлением, а также решением проблем распространения газет и журналов в шаговой доступности для потребителя. Но для этого, как минимум, надо знать запросы своей аудитории и доходчиво пропагандировать тезис, что кроме газет с журналами никто лучше эти запросы удовлетворить не сможет.
В качестве одного из вариантов оздоровления ситуации в области печатных СМИ докладчик рассмотрел вопросы применения в издательском бизнесе «Концепции 360 градусов». Однако и здесь, отметил Г.Н. Кудий, имеются определённые проблемы. Во-первых, действуяв соответствии с принципами «Концепции», многие избавляются от бумаги, фокусируясь на цифре. Во-вторых, рынок печатной рекламы всё ещё остаётся весьма весомым. Реклама же в Интернете в абсолютных числах пока не покрывают убытков, связанных с падением рынка печатной рекламы и продаж тиража.
Кроме того следует понимать, что мультимедийный формат развития издательского бизнеса требует резкого увеличения инвестиций. Вместе с тем, такие инвестиции окупаются очень медленно, а чаще не окупаются вовсе. Реальных же ресурсов для таких инвестиций существует всего два – либо изъятие доходов у принта, ведущее к его стагнации, либо кредит, который реально можно отдавать опять-таки лишь за счёт доходов от принта.
Именно по этим причинам даже издательские дома-лидеры в сфере мультимедиа стали осторожнее подходить к выбору новых каналов распространения контента, а ряд из них даже отказались от уже запущенных ранее проектов.
Докладчик остановился на роли Интернета для развития печатных СМИ, привел ряд убедительных примеров успешного симбиоза «цифры» и «бумаги». Продвинутые издатели в России и за рубежом эффективно используют интернет-ресурсы, социальные сети для поддержки печатных СМИ – главного источника доходов. Конвергенция и мультимедийность в издательском деле дает хороший результат при грамотном менеджменте, уникальном контенте, обеспечивающий синергетический эффект. Интернет надо поставить на службу печатных СМИ, что даст хорошие доходы.
После выступления Кудия Г.Н. на конференции развернулась оживленная дискуссия вокруг тезисов, изложенных в выступлении. Генеральный директор АРЗИ Лупенко В.И. привел примеры по своему агентству, где печатные СМИ дают более 99% дохода, но предприятие активно использует Интернет для подписки на бумажные СМИ.
Оськин А.В., председатель правления АРПП, заметил, что по последним данным в России интернет-аудитория составляет более 50% населения, но активные пользователи всемирной сети – всего 10% россиян. Т.В. Цыбина привела данные о том, что в 2013 году наметbлась тенденция на сокращение электронных СМИ, что подтверждает необходимость тесного взаимодействия «цифры» и «бумаги».
Участники конференции затронули ряд других вопросов взаимодействия печатных и электронных СМИ, а также социальных сетей.
Пресс-служба АРПП