Управляющий субхолдингом «Дистрибуция» НПДП А.Я. Листевник выступил с докладом «Тенденции развития рынка периодики в эпоху цифровых технологий». Он проиллюстрировал кардинальные изменения, которые произошли в медиаотрасли с момента вторжения в повседневную жизнь Интернета и цифровых технологий. По мнению А.Я. Листевника, розница в России развивается в сторону европейского образца с доминированием супермаркетов. За период с 2009 года по 2012 год численность киосков прессы уменьшилась с 42 тысяч до 30 тысяч, при этом тиражи печатных СМИ сократились с 8,6 млрд. экземпляров до 2,8 млрд. экземпляров.
За эти же годы доля супермаркетов по обороту почти утроилась. Докладчик сделал вывод, что, в случае сохранения такой динамики, в 2014 г. оборот в супермаркетах догонит оборот в киосках. В 2015 г. уже каждый второй рубль будет реализоваться в магазинах самообслуживания.
Далее докладчик привел ряд фактических данных о состоянии рынков печтаных СМИ России и европейских, указал на сходные черты и различия, высказал прогностические оценки по динамике печатных СМИ на среднесрочную перспективу.
По докладу А.Я. Листевника развернулась дискуссия.
Президент АРПП Д.В. Мартынов не согласился с высказанными А.Я. Листевником оценками. Не во всех европейских странах, сказал он, супермаркеты вытесняют киоски прессы. В ходе зарубежных поездок, на конгрессах «Дистрипресс» звучали и иные точки зрения. Так, сохраняет сильные позиции киосковая розница в Испании и Италии. Весьма развиты киосковые сети по продаже прессы в Латвии, Эстонии, а также в Польше, в которой 1 киоск приходится на 500 жителей.
Сокращение численности киосков в России во многом зависит от административного давления на них со стороны местных администраций. Подобные административные гонения не ведутся, в частности, в Прибалтике. Там киосковая розница успешно развивается. Не сталкиваются с проблемой ликвидации киосков, например, и в Англии, где специализированные объекты прессы отсутствуют как таковые и где периодика продаётся в любой торговой точке.
Солидарность с Д.В. Мартыновым проявил и заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий. По его словам, европейцы начинают экономить на поездках в супермаркеты, кроме того им надоедает простаивать в них в больших очередях.
Председатель правления АРПП А.В. Оськин привёл сведения, согласно которым многие европейцы предпочитают приобретать различные товары в магазинах у дома, несмотря на то, что цены там выше, чем в супермаркетах. Их привлекает возможность пообщаться со знакомым продавцом, который к тому же отложил для конкретного покупателя ранее отсутствующую в наличии вещь.
О планах Правительства Москвы по развитию системы розничных продаж печатной продукции рассказала в видеовыступлении заместитель руководителя департамента СМИ и рекламы г. Москвы Ю.Г. Казакова. Она сообщила, что в городе в настоящее время действует 6 538 точек по продаже периодики. Из них порядка 3,5 тысяч – это киоски прессы.
Ю.Г. Казакова представила информацию о предпринимаемых властями города шагах по сохранению объёмов продаж печатной продукции, о мерах по упорядочению торговли, о предстоящей замене киосков прессы на торговые объекты нового образца, о разработке совместно с общественными организациями отрасли новой дислокации таких объектов. Все эти работы будут вестись в соответствии с так называемой «Дорожной картой». Особо подчеркнула, что количество киосков в дальнейшем будет только расти, а не сокращаться.
Первые результаты осуществляемых преобразований, заметила Ю.Г. Казакова, намечается обсудить на традиционном городском форуме печати, который пройдёт в конце ноября – начале декабря текущего года.
С интересом была встречена презентация программных продуктов и современных технологических линий компании TWI по автоматической обработке печатной продукции и товаров народного потребления, которую продемонстрировал исполнительный директор германской фирмы TWI Нильс Бук. Он сообщил, что компания была создана в 1983 году. В ней работает около 30 человек. Стоимость поставленных дистрибуторам систем оценивается в более чем 85 млн. евро.
Производственный цикл предприятия включает разработку и дизайн системы, планирование работ, конструирование, установку и сервис. Из 65 германских распространительских фирм 45 используют оборудование TWI. Комплексы TWI по обработке тиражей установлены в 22 странах. Ежедневно свыше 700 систем работают по сортировке и обработке ремиссии.
Далее Н. Бук дал подробные характеристики технологических линий своего предприятия: сортировка печатной продукции производится на системах – TOP, AERO, WINPICK, TALOS; ремиссию обрабатывает ASS200 EXPRESS; сортировка табака и FMCG осуществляется на TOP Табак и мобильном устройстве для сортировки; отслеживает груз HIT. Докладчик продемонстрировал достоинства каждой линии, эффективность их работы, которая проводится практически без ошибок. Подчеркнул, что запасные части к продукции предприятия доступны в течение десятков лет.
После выступления Н. Бука состоялась оживлённая дискуссия, в ходе которой задавались различные вопросы относительно возможностей оборудования и высказывались оценки представителей компаний, уже установивших продукцию TWI. На вопрос А.В. Оськина, каков экономический эффект от использования этой продукции и велик ли процент брака, Н. Бук заметил, что многое зависит от того, какое оборудование было установлено ранее. С учётом этого эффективность колеблется от 20-35 до 50 процентов, а величина брака ничтожно мала.
Генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» Г.В. Баринов в позитивном ключе отозвался о системах TWI, которые были установлены 4 года назад на предприятиях «АРИА-АиФ» в Москве и регионах. Они работают практически без сбоев. Г.В. Баринов также поинтересовался, какое количество и куда поставила TWI за последние 2 года. Н.Бук ответил, что 10 линий TOP планируется отправить в текущем году, 3 – в следующем. Заказчиками являются фирмы из Франции, Португалии, Германии. Большая партия была поставлена в Бельгию.
Генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» И.Н. Васильева высоко оценила работу установленной 6 лет назад линии AERO. За все эти годы не было случаев брака. Благодаря AERO удалось добиться ускорения процессов обработки тиражей, повышения эффективности всех производственных операций.
Коммерческий директор ООО «Прессмарк» Г.Г. Выговская спросила, какая минимальная площадь необходима для установки линий TWI и каковы сроки установки оборудования. По словам Н. Бука, размер площадей зависит от структуры товара. Во всяком случае, замена систем, использующих традиционные полки, на линии TWI даёт существенное уменьшение производственных площадей. Как правило, отметил Н. Бук, от заключения контракта до запуска линии проходит 4-6 месяцев.
А.В. Оськин проинформировал участников конференции, что АРПП имеет договорённости с Н. Буком и А.Я. Листевником о проведении в ноябре стажировки в Мюнхене, во время которой будут организованы посещения предприятия по сортировке тиражей, торговых объектов прессы, встреча с одним из издателей.
С презентацией новых издательских проектов выступил заместитель генерального директора ООО «ПМБЛ» Publishing Management By Logos Леманн Йорг. Он прокомментировал новые аспекты в семейном журнале «Привет», рассказал о новинке на российском рынке – романе-коллекции. Особенность этого коллекционного издания заключается в том, что каждый новый номер будет выходить 1 раз в неделю с законченным сюжетом, по цене 20 рублей. Подчеркнул, что можно купить и электронную версию по меньшей цене.
Коммерческий директор предприятия «Новотэк» С.Ю. Матвеев продемонстрировал новый киоск прессы, по принципу которого предполагается установить в Москве торговые объекты по реализации печатной продукции. Концепцию нового киоска предложили сотрудники ГК «Кардос». Объект ориентирован на покупателя. В нём предусмотрена возможность установки платёжного терминала, модуля wi-fi, холодильника для напитков, размещение мест для рекламы. Материал киоска, срок службы которого рассчитан на 25 лет, имеет повышенную износостойкость, пожароустойчивость. В таком киоске при оставшихся прежних размерах (9 кв. м.) площадь выкладки увеличена на 26 процентов.
А.В. Оськин пояснил, что представленная модель является базовой и предназначена для установки в центральной части города. Для спальных районов будет доработан другой вариант, в более холодных регионах можно на основе этого киоска создать более отвечающую местным условиям конструкцию. Он также добавил, что в реализации программы установки новых киосков прессы в Москве могут принять участие различные заводы-изготовители.
На вопрос директора ООО «Информбюро» С.А Кондрашева, как будет отапливаться киоск, был дан ответ, что обогреваться будет только зона продавца (3 кв.м.). Г.В. Баринов попросил прокомментировать эффективность работы четырёх уже установленных в Москве киосков нового образца. Коммерческий директор ООО ГК «Кардос» А.Л. Вавилов ответил, что в среднем выручка увеличилась в 2-2,5 раза. При этом новые объекты не перехватили покупателей их других киосков, поскольку киосков других фирм рядом вообще не было. А.Л. Вавилов сделал вывод, что рост выручки надо отнести на привлекательный дизайн новой торговой точки и качество предоставляемых услуг.
Завершило работу четвёртого дня конференции заседание круглого стола по теме: «Спасти российский рынок печатных СМИ можно, если осуществить реформу по европейской модели». Вели заседание А.Я. Листевник, управляющий субхолдингом «Дистрибуция» НПДП и С.Д. Гаврилов, генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП.
Пресс-служба АРПП