В медиабизнес приходят мертвые «журналисты»

В чем суть явления? У журналистов появились конкуренты — пишущие роботы.

Американский сайт Forbes начал публиковать статьи, автором которых указан Narrative Science (дословный перевод — «рассказывающая наука»). Это новейшая технология, позволяющая создать связный текст без участия человека. Что характерно: если раньше «цифра» угрожала печатным версиям газет и журналов, то теперь новые технологии грозят потеснить журналиста на медиарынке. И хотя на Западе появилось большое количество отрицательных рецензий на труды мертвых «журналистов», это не оказывает никакого влияния на наступление роботов на апологетов живой четвертой власти.

В прессе получили широкий резонанс некоторые удачные заметки от робота-журналиста. Робот брал за основу таблицу или финансовый отчет, выделял главные факты, которые шли в первый абзац статьи, выстраивал композицию и даже придумывал к материалу заголовок, отражающий основное содержание.

Строго говоря, эти статьи можно отнести по уровню к труду студента журфака первого курса. Эдакая проба пера на новой профессиональной стезе. Но на журналистское сообщество от этих проб пера повеяло могильным холодом. Некоторые подумали, что живой человеческий труд в этой сфере не нужен или будет не нужен в скором времени.

Робот по имени Narrative Science создает текст за несколько секунд всего за $10 по заданному алгоритму и при этом не нуждается в отпусках, медицинской страховке, рабочем месте с кондиционером и т.д. Правда, в создании алгоритмов пока принимают участие журналисты, задавая ключевые слова и темы. Но, видимо, и такого участия человека скоро не потребуется.

У всей этой истории есть и позитивная сторона, связанная с тем, что подобная робототехника может стать для профессионального журналиста хорошим подспорьем в подготовке качественных и талантливых материалов. Унылая и серая продукция журналистов-зомби (да простят меня программисты из Narrative Science) хороша для бухгалтерского или медицинского анализа, но абсолютно никуда не годится для живого человеческого восприятия.

Технические тексты, безусловно, важны для цивилизации, но талантливые статьи, репортажи и очерки, уже не говоря о сатире и юморе, роботам неподвластны.

Но правда и в другом, что роботы-журналисты неизбежно вытеснят серые человеческие личности из редакций СМИ, а общее количество кадров в этой отрасли неизбежно сократится.

Александр ОСЬКИН

председатель правления АРПП

Источник: NVdaily.ru