А.Я. Листевник начал с того, что напомнил историю возникновения отрасли печатных СМИ:
- 15-й век - начало массового книгопечатания в Европе;
- середина 17 века – выход первого журнала (Франция);
- 18 век – первая газета в России;
- 1969 – появился Интернет и вместе с этим начали развиваться цифровые технологии;
- с 90-х годов 20 века – началось массовое использование цифровых технологий.
С развитием цифровых устройств возникла совершенно новая форма персональной и массовой коммуникации. Сейчас информация доступна в любое время, независимо от местонахождения, в индивидуальном порядке. Исчезают границы между личной и массовой коммуникацией. На медиарынке прослеживается тенденция сокращения продаж газет и журналов.
На примере Германии А.Я. Листевник продемонстрировал изменения, происходящие в издательском бизнесе. Электронные СМИ вытесняют печатные издания – более трёх четвертей немцев ищут информацию в Интернете. В период с 1991 по 2011 год тиражи немецких ежедневных газет сократились на 30%. В 2011 г. он-лайн реклама превзошла рекламу в газетах и ТВ по оборотам, которые продолжают расти ежегодно на 15%.
В России, продолжил А.Я. Листевник, с начала 90-х годов на развалинах всесоюзной сети киосков развивается новая система распространения прессы. Произошёл стремительный рост количества наименований в рознице – от несколько единиц до более 1000 газет и журналов. Начинается период насыщения рынка, что ведёт к вытеснению одного товара конкурирующим товаром. В целом, как отметил докладчик, розничный сектор развивается в сторону европейского образца с доминированием супермаркетов.
За период с 2009 года по 2012 год численность киосков прессы уменьшилась с 42 тысяч до 31 тысячи, при этом тиражи печатных СМИ сократились с 8,6 млрд. экземпляров до 2,8 млрд. экземпляров.
За эти же годы доля супермаркетов по обороту почти утроилась. Молодёжь привыкла приобретать периодику в магазинах самообслуживания. Так, 42,4% молодых людей в возрасте 20-30 лет покупают в них прессу, тогда как только доля пожилых (старше 60 лет) составляет только 11,5%. Докладчик сделал вывод, что в случае сохранения такой динамики в 2014 г. оборот в супермаркетах догонит оборот в киосках. В 2015 г. уже каждый второй рубль реализуется в магазинах самообслуживания.
Всё же у киосков имеется перспектива остаться на рынке. Для этого необходимо установить киоск в проходимом, удобном для покупателей месте, обеспечить возможность войти в него, самостоятельно (как в супермаркетах) выбрать необходимую газету или журнал. Многое зависит от мотивированности киоскёра, приемлемых цен, большого ассортимента.
В качестве мер по созданию такого торгового объекта А.Я. Листевник, предложил открывать киоски повсеместно, формировать богатый ассортимент с удобной выкладкой, снижать расходы на логистику, сдать в аренду все низкорентабельные киоски, продать все киоски, установленные в низкопроходимых местах.
В заключении докладчик озвучил следующие выводы:
- печатные СМИ и цифровые технологии будут существовать параллельно в различных пропорциях;
- задача издателей заключается в сохранении печатных СМИ и создании формы гибрид-паблишинга;
- новые виды цифровых технологий будут создаваться не издателями, а старт-апами и инновационными новыми небольшими фирмами;
- задача распространителей - реагировать на измененные условия рынка. Это означает в первую очередь увеличение эффективности фирм, концентрацию на продажах и улучшение сервиса для поставщиков и покупателей;
- рынок требует более эффективную систему дистрибуции. Стабилизация рынка возможна только тогда, когда дистрибуторы достигнут соглашения в принципах отношений работы с розницей;
- усиленная концентрация по европейскому образцу приведёт к консолидации рынка. Это отразится положительно на всех его участниках.
Выступление А.Ф. Листевника вызвало оживлённую дискуссию, в которой приняли участие президент АРПП Д.В Мартынов, председатель правления АРПП А.В. Оськин, заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий и другие участники конференции.
Участники конференции поддержали основные выводы и предложения докладчика, однако отмечали, что продажа прессы в супермаркетах действительно расширяется, но исключительно за счет открытия новых торговых объектов. В самих же супермаркетах пресса представлена ограниченно, в основном журнальной продукцией премиум-класса. Магазины самообслуживания среднего и крупного формата в части распространения прессы продолжают оставаться вспомогательным звеном в системе распространения прессы.
Пресс-служба АРПП