Приказ Минсвязи о распространении прессы и проблемы распространения прессы в регионах РФ

На медиаконференции АРПП в Турции продолжилось обсуждение вопросов, связанных с актуальным состоянием и перспективами развития отрасли печатных СМИ. 

С докладом «Ситуация на региональных рынках прессы в свете приказа Минкомсвязи от 31.07.2013 №197 о поддержке системы розничного распространения печатной продукции» выступила Т.В. Цыбина, директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр». 

Всего в России, по словам Т.В. Цыбиной, 41,5 тысячи объектов, торгующих прессой. Из них:

- специализированных точек - 30 тыс. (киоски и павильоны прессы) и 2,1 тыс. (магазины и минимаркеты прессы);

- неспециализированных точек - 4,5 тыс. объектов, в которых присутствует пресса (сети FMCG  и АЗС);

- специализированных вспомогательных объектов прессы – 4,7 тыс. (стенд, лоток, вендинг).

Таким образом, 1 торговый объект прессы приходится в среднем на 4 770 жителей.

Согласно приказу Минкомсвязи, норматив объектов розничной торговли периодикой устанавливается в следующих показателях:

- в крупных городах – 1 киоск на 1500 жителей;

- в городах областного масштаба – 1 киоск на 2 500 жителей;

- городах и населённых пунктах с численностью менее 50 тыс. населения – 1 киоск на 4000 жителей. 

Приказом обусловлено, что размещение киосков в городе должно осуществляться в соответствии с рядом условий. В частности, в шаговой доступности  для  большинства жителей района. Устанавливаться киоски должны равномерно в зоне жилой застройки рядом с ТЦ, рынками, административными зданиями, поликлиниками, культурно-досуговыми центрами, в зонах с высоким пассажиропотоком и т.д.  

Приказом предусматривается в зависимости от городских условий и спроса населения, а также экономической целесообразности установить рекомендуемую площадь киоска – до 12 кв.м. и до 50 кв.м. – площадь павильона. В ассортименте киоска 60 процентов должна составлять печатная продукция, перечень сопутствующих товаров утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ. Предусматривается возможность предоставления платных услуг населению, рекламных услуг, установки холодильного оборудования для напитков и мороженного и т.д. 

В настоящее время в Москве 1 торговый объект прессы приходится на 1980 человек, а 1 киоск – на 2800 жителей. В Петербурге 1800 и 4100 соответственно. Из 13 городов-миллионников только в Челябинске численность киосковой сети соответствует нормативам Минкомсвязи. 

Т.В. Цыбина представила анализ обеспеченности населения торговыми объектами прессы по всей территории России. Она пришла к выводу, что если в расчётах использовать все торговые точки прессы (а не только киоски), то нормативу 1 объект на 1500 человек соответствуют еще 4 города: Иркутск, Владивосток, Сочи, Братск. Рекомендуемый норматив для областных городов не выполняется ни в одном городе. Средний показатель обеспеченности киосками – 3800 жителей на 1 киоск, 2800 жителей на 1 торговую точку прессы. Наилучшая ситуация с киосками прессы сложилась в малых городах России. В 80% соблюдается рекомендуемый норматив – 1 киоск на 4000 жителей. В среднем обеспеченность малых городов РФ находится на уровне  1 киоск на 3200 жителей.

Т.В. Цыбина также остановилась на группе проблем реализации приказа Минкомсвязи, связанных с позицией местных администраций, не желающих прислушиваться к рекомендациям Минкомсвязи в данном вопросе. 

После выступления Т.В. Цыбиной состоялась оживлённое обсуждение затронутых в докладе проблем вокруг киосков прессы. Генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» Г.В. Баринов высказал недовольство по поводу включения в приказ Минкомсвязи ограничений по ассортименту киосков, необходимости получения согласия местных администраций на ассортиментный перечень. Во времена советской Союзпечати, подчеркнул он, киоскам навязывался дополнительный перечень сопутствующих товаров, от реализации которых киоскёры отказывались. Почему же в условиях рыночной экономики продавец должен получать разрешение на торговлю тем или иным товаром?

Председатель правления АРПП А.В. Оськин пояснил, что при подготовке упомянутого приказа консультаций по ассортименту с Ассоциацией не проводилось. Соотношение прессы и сопутствующих товаров, а также порядок согласования ассортимента были взяты из опыта работы липецких коллег. 

Заместитель начальника управления ФАПМК Г.Н. Кудий добавил, что на запрете торговать в киосках прессы сопутствующими товарами настаивали отдельные издатели. 

Генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» И.А. Тимофеев подчеркнул важное значение приказа, хотя изложенные в нём принципы носят рекомендательный характер. Этот приказ находится на контроле в администрации Президента и это хороший повод, чтобы заставить чиновников исполнить данные рекомендации. Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» С.Д. Гаврилов выразил по этому поводу сомнение, заявив, что в Новосибирске, по мнению представителей администрации, приказ – только мотив для разговоров, но не более того. 

Г.Н. Кудий высказал точку зрения, что необходимо вести регулярный мониторинг исполнения приказа на местах и тем самым оценивать эффективность деятельности губернаторов и администраций по отношению к выполнению рекомендаций федеральных органов власти.

Начальник отдела маркетинга ООО «МЕДИА ДИСТРИБЬЮШЕН» Т.С. Власенко представила доклад «Развитие супермаркетов в России и распространение прессы». Она обозначила тенденции процессов, происходящих в ритейле, подчеркнула, что сегмент супермаркетов и гипермаркетов активно развивается и занимает существенную долю в структуре всего российского рынка распространения печатной продукции. Значимость данного канала возрастает.

Существенные инвестициив России в развитие сетей способствовали быстрому росту количества объектов современных форматов.  В данный момент рынок ритейла переходит в стадию зрелости и характеризуется высокой концентрацией магазинов, а также высоким уровнем конкуренции во всех крупных городах России.

Высокие темпы роста количества торговых объектов сетей наряду со снижением темпов розничного товарооборота приводят к перераспределению покупательских потоков между торговыми объектами, ужесточению конкуренции между сетями и розничными форматами, сокращению покупательского трафика во многих магазинах сетей. Кроме того,  наблюдается дальнейший рост арендных ставок для ритейла, рост зарплат персонала, рост транспортно-логистических затрат. Всё это способствует снижению  операционной эффективности розничных торговых объектов. 

     Совокупное влияние всех негативных факторов, а именно, снижение рентабельности торговых объектов при увеличении затрат,  приводит к ужесточению контроля со стороны сетей над ассортиментом, повышению требований к доходности и оборачиваемости товарных групп и усилению давления на поставщиков.

По оценке Т.С. Власенко, значимость ритейла, как канала распространения печатных СМИ, возрастает. Пресса присутствует в ассортименте практически  всех крупных продовольственных сетей. В связи с активным ростом количества торговых объектов доля сетей в обороте печатной продукции с каждым годом увеличивается. При существующих проблемах рынка распространения прессы (стагнации подписки, сокращении количества специализированных торговых объектов печати), сети FMCG являются относительно устойчивым и надёжным каналом продаж печатных СМИ.

Товарная группа «Пресса» на данный момент сетям интересна. По такому важному для сетей показателю, как уровень проникновения (т.е. как часто товарная группа попадает в покупательский чек), в категории непродовольственных  товаров,  пресса входит в число востребованных товаров.

Далее Т.С. Власенко изложила ряд особенностей и проблем во взаимоотношениях между ритейлом, издателями и дистрибуторами прессы. 

В заключении Т.С. Власенко заметила, что для сохранения рынка прессы необходимы новые издательские проекты, адекватные изменяющимся предпочтениям населения. Рынку нужны новинки, способные поддерживать интерес к товарной группе. Пресса – товар импульсного спроса, и чем чаще эта товарная группа попадается на глаза потребителям, тем больше объёмы продаж. 

В обсуждении доклада приняли участие С.Д. Гаврилов, Г.Н. Кудий, Г.В. Баринов, генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» И.Н. Васильева, директор ИП Пушкарёв А.Г. Оськин А.В. предложил заняться поискам путей воздействия на ритейл, подумать о ведении с сетями конструктивного диалога. Он также добавил, что в отношении реализации прессы в супермаркетах, к сожалению, нет ни соответствующего приказа Минсвязи, ни поддержки со стороны закона «О торговле». Все попытки медиаотрасли продвинуть в законодательство или в постановлениях исполнительных органов положения о поддержке прессы в супермаркетах или придание ей статуса социально-значимого товара результата не дали. Президент АРПП Д.В. Мартынов подчеркнул необходимость активизации совместных усилий издателей и распространителей в целях повышения эффективности деятельности всех секторов отрасли печатных СМИ.

Генеральный директор ООО «Лаборатория Будущего» М.Ю. Крайнов в видеовыступлении по проблемам функционирования интернет-ресурсов СМИ рассмотрел вопросы применения интернет-статистики в реализации программ монетизации издательской деятельности. Кроме того, изложил ряд технологических особенностей в продвижении издательского контента в Интернете и расширении читательской аудитории. 

В соответствии с программой конференции состоялись заседания двух круглых столов. Один из них по теме: «Положительный опыт Москвы по поддержке и развитию системы распространения прессы в городе. Применим ли он в других регионах России?» провёл Г.В. Баринов, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ», вице-президент АРПП. 

Ведущим второго заседания по теме: «Проблемы и перспективы развития дистрибуции издательского контента в Интернете» был А.В. Авдонин, генеральный директор ООО «Мир Новостей Периодика», член правления АРПП.

Пресс-служба АРПП