Круглый стол открыл Г.Баринов короткой исторической справкой о московском рынке. До 2010 года распространителям удавалось развиваться, т.к. был небольшой рост рынка в денежном выражении, наблюдался рост продаж патворков. В 2010 году произошли изменения в государственном управлении столицей, которое привело к изменению организации розничной торговли, в первую очередь, мелкорозничной. Начался снос киосков, чиновники не реагировали на запросы от владельцев. Многие распространителям тогда казалось, что выхода нет. Однако АРПП провела большую работу, использовала все имеющиеся связи, и ей удалось прекратить обрушение системы распространения прессы в Москве. В 2011 году ситуация на московском рынке успокоилась, киосковые сети занялись вопросами оптимизации. Но в 2012 году стало понятно, что по-старому работать не дадут, встал вопрос по замене старых киосков прессы на новый, разработанный городом унифицированный формат. Владельцы московских киосковых сетей в Москве со страхом ждали 2014 год, когда закончится 3-х летний срок аренды мест под киоски и когда необходимо будет полностью произвести замену старых киосков на новый образец. Что касается моей московской сетки, то она состоит более чем из 200 киосков. Полную замену киосков за свой счет я бы не смог окупить даже в дальнесрочной перспективе.
Далее Г.Баринов подробно прокомментировал суть московского проекта, который призван решить текущие проблемы столичного рынка. Коллегами по бизнесу, ГК «Кардос», был разработан новый киоск, который был принят в Правительстве Москвы. Данный формат, по данным разработчика, увеличивает выручку в 1,5-2 раза. Кроме того, московским распространителям Правительство Москвы в лице Департамента по СМИ и рекламе гарантирует, что замена существующих объектов на новый формат будет произведена бесплатно. За замену киосков заплатит растущий рекламный рынок, в частности рынок наружной рекламы. Меня, как участника рабочей группы, удивила активность рекламных компаний, проектная сумма аукционных лотов составляет около 70 млрд. руб. Поэтому я бы хотел выразить благодарность Департаменту по СМИ и рекламе г.Москвы за ту работу, которая ведется в этом направлении. Также в рамках АРПП создана рабочая группа, которая вместе с московским правительством, будет претворять данный проект в жизнь.
Ведущий круглого стола Г.Баринов, завершая свою краткую презентацию московского проекта, сказал, что в рамках это проекта земельные участки под киоски будут предоставляться сроком на 10 лет, владеть киосками будут распространители печатной прессы. Среди рекламных агентств будут разыграны только лоты на размещение рекламы на киосках прессы. Другими словами, рекламные площади на киосках агентства получат сроком на 10 лет, что позволит им вернуть деньги, которые они вложат в обновление существующих объектов прессы. Кроме того, Г.Баринов отметил, что по французской модели киоска – а именно эту рекламную модель взяли за основу проекта – у рабочей группы мало информации. Он предложил АРПП в ближайшее время организовать бизнес-тур в Париж для более подробного ознакомления с данным форматом и технологией его работы.
Проинформировал собравшихся о модели рекламного киоска, который планирует внедрить в Москве Департамент СМИ и рекламы в сотрудничестве с ведущими распространителями прессы московского рынка, Кондрашов С.А., Директор ООО «Информбюро» (Тверь). Он рассказал, что во Франции, в частности, в Париже, собственниками киосков являются рекламные агентства. Киоск изготовляется из высококачественных материалов, в его конструкции предусмотрено много интересных деталей, он очень удобен в применении. Арендная плата для киоскера составляет около 1 евро за кв.м. в месяц. Киоски сдаются в основном мелким предпринимателям. В структуре затрат киоскера аренда составляет не более 1%.
Генеральный директор ЗАО «Сегодня-Пресс-Воронеж» Тимофеев И.А. поделился свои опытом модели киоска с рекламными площадями. Нашим региональным властям киоск понравился. Такие киоски надо ставить, сделали заключение власти. Только вопрос финансирования у нас в регионе пока открыт.
Участников круглого стола заинтересовал правовой аспект московского проекта. В частности, С.Гаврилов, Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», задал вопрос о том, каким образом город оформит аренду под киоски прессы на 10 лет. Если получится реализовать такой договор, то на ближайшие 10 лет исчезнут административные проблемы, власти не смогут оказывать такого давления, как это происходит в настоящее время.
Г.Баринов сказал, что на данный момент все правовые вопросы находятся в разработке. Пакет документов пока никто из рабочей группы не видел, но темп реализации проекта, заданный Департаментом СМИ и рекламы г.Москвы, очень высокий. У участников проекта есть понимание того, что все должно сложиться самым благоприятным образом.
Морулев В.П., Управляющий Субходингом «Розница» НПДП (Москва), поддержал коллегу по рынку, сказав, что мы оптимисты и надеемся на хороший результат.
Игнатьева А.Б., Генеральный директор ЗАО «Пресса для Всех» (Москва) сообщила участникам круглого стола, что в конце октября будет более полная картина по реализации проекта, будут уже подготовлены юридические документы. Можно сказать, что наступит момент истины.
Предостерег московских коллег по рынку Федотов А.В., Генеральный директор ООО «Столичная пресса» (Москва), высказав мнение о том, что власти могут расторгать договоры в одностороннем порядке, и таких примеров на рынке г.Москвы немало. Поэтому на этапе юридической подготовки пакета документов необходимо проработать вопрос одностороннего расторжения договоров, включить в договор пункт о предоставлении компенсационных мест.
Аналогичную точку зрения в отношении договоров аренды земли под киоск высказала Васильева И.Н., Генеральный директор ЗАО «Нева-Пресс» (Санкт-Петербург). Никакой договор сегодня не может стопроцентно гарантировать аренду на 10 лет, т.к. у администрации города нет четкого понимания развития города на такую перспективу, особенно это касается городов Москва и Санкт-Петербург, поэтому порядок получения компенсационных мест (в Санкт-Петербурге – альтернативных мест) в договоре нужно прописывать детально. Она выразила надежду, что если у московских коллег все сложится в реализации проекта, то данный опыт будет полезен для отрасли, в частности для Санкт-Петербурга, где складывается очень сложная ситуация с киосками прессы. В ближайшей перспективе город может потерять 30-40% своей адресной базы по киоскам. В качестве пожелания И. Васильева попросила информировать регионы о ходе проекта, а если есть такая возможность, то пригласить поучаствовать ее в рабочей группе. Также вызвался поучаствовать в московской рабочей группе Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь» Гаврилов С.Д.
Подводя итоги круглого стола, Г.Баринов принял к сведению пожелания коллег и пообещал в конце октября сделать информационную рассылку по рынку о ходе проекта. К этому времени будут уже проработаны правовые аспекты. Кроме того, в Москве будет рассмотрен вопрос об участии региональных коллег в итоговых заседаниях московской группы.
Пресс-служба АРПП