Проблемы дистрибуции издательского контента в Интернете

27 сентября на Конференции АРПП в Турции состоялся круглый стол, посвященный проблемам дистрибуции издательского контента в Интернете, самой сложной и противоречивой проблеме современного медиарынка.  По вопросам дистрибуции контента в Интернете нет единства. Например, одни издатели стремятся сделать свой сайт точной копией печатной версии издания. Другие, напротив, всячески избегают этого, делая интернет-площадку самостоятельным информационным проектом.

Ведущий круглого стола, генеральный директор ООО «Мир новостей Периодика», член Правления АРПП Андрей Авдонин обозначил главную проблему дистрибуции прессы в Интернете как выбор между увеличением трафика и продажей контента и предложил участникам круглого стола рассказать о реальном опыте того, как они решают эту проблему. 

Уже первый из выступающих, генеральный директор ЗАО «АРИА-АиФ» Герман Баринов, высказал сомнение в возможности организовать эффективную продажу контента в Интернете. По его мнению, успешность работы в этом направлении можно рассматривать только в контексте увеличения суммарной аудитории печатных изданий и их электронных версий. 

Аудитория, у которой электронный контент пользуется спросом, крайне невелика. Это мужчины и женщины возрастной категории 35+, в лучшем случае, со средними доходами. При этом ситуация плохо поддается диверсификации. Хороший эффект возможен лишь у тех игроков рынка, которые имеют качественный шоу-рум в реальной жизни, в дополнение к виртуальной интернет-площадке. Примером тому может служить интернет-магазин Е5.ru, сумевший развернуть на базе реальных магазинов сети X5 Retail Group, активную интернет-торговлю. 

Как показывает практика, именно совмещение реального ритейла и интернет-торговли является сегодня на российском рынке самым перспективным направлением развития электронной коммерции. Доставка к пунктам выдачи заказов, оборудованным в розничных магазинах, в 2,5 раза дешевле курьерской доставки. 

Заместитель начальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, член Правления АРПП Геннадий Кудий высказал предположение, что одной из причин проблем, возникающих у издателей при попытках продавать электронный контент, является то, что издательские дома сориентированы изначально на продажу рекламы, а не на продажу контента. Интернет также рассматривается ими как канал привлечения дополнительной рекламы. Между тем, реальная аудитория любого издания – это аудитория, которая готова покупать издание, выписывать его, регулярно читать. 

Заместитель Председателя Правления АРПП Вячеслав Керов рассказал участникам круглого стола об опыте работы интернет-магазина Read.ru. 70% ассортимента магазина – печатные книги. Но в отношении прессы в магазине (использующем в качестве пунктов выдачи торговые точки сети «Хорошие новости») также удалось разработать ряд маркетинговых «изюминок». Например, в Read.ru отсутствует минимальный срок подписки: можно подписаться на полгода, а можно выписать лишь один номер. 

При обсуждении вопроса о том, что главное в продвижении контента в интернете – доходность или пиар, мнения разделились. Генеральный директор ООО «Бурда Дистрибьюшен Сервисез», член Правления АРПП Роман Дорошенко заверил собравшихся, что представляемый им издательский дом не занимается имиджевыми проектами в Интернете. При этом, «Бурда» продает на своем сайте исключительно рекламу. Продать контент, по словам Дорошенко, в Интернете нереально. Ведущий круглого стола Авдонин присоединился к мнению Дорошенко, заметив дополнительно, что надежды на то, что Ipad станет спасением для дистрибуции электронного контента, оказались безосновательными. Он предположил, что только появление электронной бумаги сможет спасти положение. Но вот будет ли в тот момент еще печатная пресса?

Возражения Дорошенко и Авдонину представил генеральный директор ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий» (АРЗИ) Вячеслав Лупенко. Его агентство уже три года занимается продажей электронного контента и надеется через два года выйти на самоокупаемость. Единственной ошибкой, которую сделал АРЗИ при старте своего интернет-проекта rucont.ru, стало «включение» большого количества функций для максимального списка запросов, многие из которых оказались реально не востребованы. Сегодня ассортимент сайта включает 145 тысяч позиций печатных изданий: газет, журналов и книг, как российских, так и зарубежных. Для посетителей сайта доступна функция предпросмотра и архив журналов. Сайт rucont.ru сориентирован прежде всего на b2b-аудиторию. Ведется активная работа с вузовскими библиотеками, для которых интересна возможность использования электронных версий специализированной литературы. Лупенко предостерег участников круглого стола от превращения сайта в «сточную помойку» в погоне за увеличением контента. 

Мнения участников круглого стола по поводу перспектив продвижения контента в Интернете разделились. По мнению ведущего Авдонина, заниматься продажей контента в Интернете сегодня невыгодно. А генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь» Гаврилов предположил, что в ближайшем будущем сервисы компаний Аpple и Samsung агрегируют весь платный контент в Интернете. Но одновременно большая его часть будет доступна бесплатно в торрент-трекерах. Многие из присутствующих издателей рассказали, что находят свежие номера своих изданий в сети буквально на следующий день после их выхода. Бороться с этим бессмысленно. По словам Лупенко, единственное средство от пиратства – это легальное размещение электронного контента самим издателем. 

Александр Оськин проинформировал участников круглого стола о сенсационном событии в Санкт-Петербурге,  где радиостанция «Эхо Москвы» решила в дополнение к своим передачам и сайту выпускать бумажный еженедельник стартовым тиражом 15 тыс. экземпляров для размещения лучших материалов из электронных ресурсов и эксклюзивных статей. Такой симбиоз электронных и печатных СМИ, по мнению инициаторов проекта, должен дать хороший информационный и экономический эффект.

Все участники круглого стола сошлись на необходимости активного привлечения консалтинга для разработки новых методов продвижения электронного контента. Признанных рецептов успеха на рынке электронной дистрибуции пока что нет. Но работать над их созданием необходимо.

Пресс-служба АРПП