Именно коллапс дистрибуции, по мнению А.Мирошниченко, сделает очевидным уже начавшийся процесс смерти принта. Ключевая отметка — 2014 год. Это дата объясняется им тем, что только до этого срока продлены бюджетные дотации «Почте России» на подписку, хотя автор забывает, что подписка в России - это всего лишь 35% всех тиражей. А все остальное – это розничные продажи в киосках, супермаркетах и т.д. Коллега Мирошниченко замечает, что подписной бизнес не будет сжиматься постепенно, а «схлопнется», так как рынок специфический. Произойдет это, как только обороты упадут ниже предела.
Да простит меня коллега Мирошниченко, в его тезисах на лицо поверхностная и неглубокая оценка процессов на рынке печатных СМИ. Надо признать, что его критический взгляд в отношении подписки во многом оправдан, но по всему подписка на газеты и журналы уже поднимается с колен: за рубежом это устойчивый ежегодный рост, а в России это пока относительной рост, но появились и весомые позитивные сигналы. На днях прошло совещание у вице-премьера А.Дворковича, где обсуждался вопрос о включении в госбюджет дотаций на почтовую подписку на газеты и журналы по 3,2 млрд рублей в год до 2017 года.
Неправомочен и тезис автора о гибели альтернативной подписки на примере ожидаемого банкротства «Интер-Почты». Это агентство действительно было крупнейшим поставщиком подписных изданий в Москве для юридических лиц. И в настоящее время это предприятие испытывает серьёзные трудности, не выполняя своих обязательств по большой группе корпоративных подписчиков. Но надо пояснить, что «Интер-Почта» потеряла позиции на рынке не сама по себе, а под натиском другой альтернативной компании – «Урал-Пресс», которая победным маршем движется по столице, завоевывая корпоративную подписку от одного офисного здания к другому.
Напомню, что в России мы имеем перепроизводство газет и журналов (всего 65 тысяч наименований), а в Германии, к примеру, их только 6 тысяч. Поэтому уход с рынка издательского «мусора» в небытие, т.е. ненужной потребителю макулатуры – только благо.
В России и за рубежом в дистрибуции прессы проблемы есть, но они решаемы. Не случайно в Германии, Великобритании и Японии число торговых точек прессы только растет, а дистрибуция делается все более эффективной.
Но это все о вчерашнем рынке прессы. Есть свежие новости с рынка мультимедийных СМИ. «Эхо Москвы в Петербурге» приняло решение издавать бумажный еженедельник как дополнение к радио и интернет-ресурсу. Это серьезный удар по всей похоронной команде, пытающейся досрочно закопать живьем ненавистную им прессу. Почему она им ненавистна – это второй вопрос. А вот что касается выпуска нового еженедельника в Санкт-Петербурге – яркая примета нового времени.
Как пишет питерский Lenizdat.ru, еженедельная общественно-политическая газета будет публиковать не только резонансный контент интернет-сайта и радиостанции, но и эксклюзивные материалы. Контент газеты общественно-политической направленности под названием "Эхо – Еженедельник" будет создаваться силами двух редакций – радиостанции и интернет-портала "Эхо Москвы в Петербурге". В.Пускальн, главный редактор сайта и будущей газеты, отмечает, что в эфире радиостанции и на сайте за неделю проходит огромное количество информации, поэтому аудитория может пропустить или не заметить значимые интересные материалы. Задача печатной версии – восполнить этот пробел. Газета, по сути, будет бумажной версией радио и сайта с контентом, адаптированным под формат еженедельника, и эксклюзивными материалами.
Таким образом, появление нового бумажного еженедельника является отрадным событием на рынке печатных СМИ, симбиоз которых, поддержка и взаимовыручка – это новое явление и явление знаковое. Добавлю к сказанному, что бумажная пресса остается зоной доверия для читателя, который подвергает сомнению бесконтрольные индивидуальные публикации в интернете и отдает предпочтения информационным фабрикам, т.е. редакциям СМИ, производящим профессиональный и ответственный контент.
И еще одна важная деталь – это то, что материализация информации на бумаге, есть возможность ее более длительного и надежного хранения. Для сравнения – информация в интернете теряется или становится труднодоступной уже через год-полтора после публикации.
Но вернемся к вопросу, почему же похоронная команда печатных СМИ так настойчиво борется с ненавистным ему принтом?! Ларчик открывается просто: борьба идет за рекламные объемы и их переориентацию от печатных СМИ к электронным. А это не один миллиард долларов. Напомню, что на сегодня доходность электронных СМИ весьма символична. А их общее количество в России в этом году уже не росло, а наоборот, сокращалось, уменьшившись с 26 тыс. до 25,5 тыс. наименований.
Маятник двигается, и не надо влиять на него посредством панических лозунгов. Против законов всемирного тяготения, то есть интересов человека к печатному слову – не попрешь.
Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале