Вопрос зрителя: Вы сегодня говорили об эволюции СМИ и о том, что создаются различные сайты, которые отвечают интересам пользователей. Мы видим, что многие известные и авторитетные СМИ сейчас встают на интернет-площадки. Как вы считаете, не произойдёт ли полный переход СМИ в интерактивное пространство. Мне интересно ваше мнение.
Д. Навоша: Полный, на 100%, не произойдёт, потому что я напомню на всякий случай, что до сих пор существуют люди, которые издают пластинки, до сих существуют какие-то экзотические носители контента, которые не в мейн-стриме. И это тоже является бизнесом. Все форматы, которые существуют в медиа, будут какое-то время существовать: и журналы, и газеты, и т. д. Просто бизнеса в этом будет всё меньше и меньше, потому что вне всяких сомнений технологическая среда даёт пользователю больше возможностей, и пользователь за этой возможностью туда придёт. Пусть не с компьютерами… Есть страны — Узбекистан, Нигерия — где среди пользователей Интернета преобладают пользователи смартфонов, то есть компьютеры для них довольно дорогой девайс, а вот мобильные телефоны довольно посильны, и люди выходят с них в Интернет. Они туда придут, все там будут, конечно. И издатели тоже вне всяких сомнений. Просто для того, чтобы существовать там, в этой принципиально более высокой конкуренции, им, конечно, придётся быть другими, либо перестать существовать.
Вопрос зрителя: Каково на ваш взгляд будущее печатных СМИ?
Д. Навоша: На мой взгляд, печатные СМИ будут ещё не такое уж маленькое время существовать для тех категорий, которые в Интернет уже может быть не попадут. Это небогатые слои общества, а также пожилые люди, очень сильно взрослые люди, которым не очень хотелось бы осваивать компьютер и т.д. На моём примере бабушки и дедушки прекрасно осваивают и компьютер, и скайп. Всё-таки те плюсы, которые несёт технология, заставляют людей переступить этот входной порог для того, чтобы освоить эту технологию. Я бы лет 10-12 отвёл для массовых газет. А для качественных — нет. Я думаю, всё гораздо быстрее закончится. Их потребитель весь в диджитал-среде, и издание газет может таким способом поддержать бренд немножко, но не бизнесом.
Вопрос зрителя: Есть газеты, например, «Независимая» или «Новая газета». У них пользователей в интернете значительно больше, чем печатных. Хотя я сам покупаю эти газеты. В интернет тоже захожу и газеты покупаю. А если, например, брать «Известия», они выкладывают какие-то статьи в интернет, рейтинг смотрят, а потом только печатают. Может быть, всё-таки побольше времени им отведено.
Д. Навоша: Я сомневаюсь, что побольше, просто потому что это не всегда удобно. Я могу назвать случаи, когда я беру газеты в руки. Когда сажусь в самолёт, и газеты у входа в самолёт выложены в бесплатном виде. Я за них даже не плачу. Когда в кафе лежат какие-то газеты или журналы. Я могу взять их в руки просто потому, что вот она мне попалась, ок, я её полистаю. Но в значительной степени это атавизм, и этим банально неудобно пользоваться. Фрагментация интересов, о которой мы говорили, о том, что у многих из нас есть очень специальные интересы, и газета целиком нашим интересам не отвечает. Из всей газеты «Коммерсантъ» я читаю, может быть только колонку Ревзина. Всё остальное, что есть в «Коммерсанте», меня не волнует. На Ревзина я подписан по RSS. Сразу, как только выкладывается его очередная колонка, я об этом узнаю, прихожу и читаю. Это просто технологичнее, это просто удобнее. Я не ожидаю слишком долгого времени для газет. Это вообще не важно. На самом деле это же история про носитель, а не про журналистику, а не про вещание. Умерли бобины, умерли патефоны, превратились в какие-то маргинальные, издаваемые мелкими партиями такие штуки для любителей. В этом нет ничего страшного. С музыкой всё хорошо. Музыка продолжает возникать. Экономика производства музыки немножко подорвана лёгкостью копирования и даже то, что всю музыку вы можете скачать бесплатно (наверно, многие из нас качают её бесплатно периодически), даже это не делает музыкальную индустрию хуже. Людям нравится играть на гитаре, людям нравится петь. Быть журналистом — немножко такой рок-н-ролл. Даже не смотря на дефицит денег в журналистике, всегда будут люди, которым хочется высказываться, хочется транслировать свою точку зрения, хочется найти что-то любопытное и поделиться этим со всеми. То есть, на самом деле судьба бумаги не релевантна относительно судьбы медиа и развития медиа в дальнейшем.
По материалам телеканала «Дождь»
подготовила Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU