То есть сокращение составило почти 30%, закрылся практически каждый третий киоск. Сразу хотим отметить: то, что происходит сейчас с розницей, — это не естественный процесс замены устаревшего формата на другой, более удобный и современный.
В нашем случае — это утрата определенной части покупательской аудитории. По оценкам экспертов рынка, в среднем при закрытии привычной точки приобретения прессы около 40% покупателей не меняют ее на другую, а отказываются от покупки. Однако проблема киосков гораздо шире вопроса о том, где удобнее покупать газеты и журналы, и затрагивает она не только издателей и читателей. Здесь можно увидеть несколько глубинных слоев.
Первый слой — экономический. С закрытием киосков финансовые потери несут не только те, кто занимается производством и распространением печатной продукции — издатели, полиграфисты, распространители, — но и государство. Суммарно за неполные 10 лет закрытие 12 тыс. киосков привело к сокращению тиража печатных СМИ на 260 млн экземпляров в год (170 млн экземпляров газет и 90 млн копий журналов). Объем розничного рынка в тиражах уменьшился на 18%. В денежном выражении теряется 10,2 млрд рублей в год — на такую сумму сжался оборот розничной торговли периодикой. В виде налогов от распространителей недополучено 1,8 млрд рублей в год, от издателей — 984 млн рублей в год, от типографий — 228 млн рублей. В 2013 году, если бы удалось сохранить прежний размер киосковой сети, государство получило бы дополнительно более 3 млрд рублей налоговых платежей.
Второй слой «киоскового вопроса» — социальный. Система распространения прессы обеспечивает занятость многих тысяч людей по всей стране, а мелкая розница зачастую дает возможность найти работу социально незащищенным слоям населения. С 2004 года киосков стало меньше на 12 тыс., обычно на одну точку нужны один-два киоскера — то есть не менее 20 тыс. человек за это время потеряли работу.
Несколько лет назад киоски начали закрываться по экономическим причинам. Мировой кризис 2008 года и рост ставок по кредитам, отмена с 2009 года единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и увеличение налогового бремени в 2,5—3 раза, увеличение с 14% до 26% отчислений с фонда оплаты труда — все это привело к тому, что киосковые сети прекратили расширяться, а часть точек закрыли. Сегодня в сегменте киосков экономическая ситуация примерно такая. Маржинальный доход среднего киоска составляет порядка 5 тыс. рублей в месяц. Около 60% от прямых затрат — это оплата труда киоскеров. Низкий уровень рентабельности киосков обусловлен высоким уровнем постоянных затрат, таких как коммунальные платежи, оплата аренды земли. Постоянно растут затраты на логистику.
На показатели рентабельности отрицательно влияют и ограничения по дополнительному ассортименту товаров. На данный момент ассортимент сопутствующих товаров, разрешенный для реализации в киосках прессы, не позволяет получать большой выручки. Около 70% выручки дает пресса, а она, как известно, в России зачастую продается по цене ниже себестоимости. Если говорить о разрешенном ассортименте киосков прессы, то в России есть регионы, где в него входят парфюмерно-косметические товары, товары культурно-бытового, хозяйственного и санитарно-гигиенического назначения, галантерея, бижутерия, табачная продукция и даже продукты питания. Это позволяет поддерживать необходимую рентабельность киосков. В Москве же и во многих других городах разрешенный ассортимент для продажи в киосках по-прежнему крайне ограничен.
По нашим прогнозам, если ситуация не изменится, в ближайшие годы каждый киоск станет нерентабельным и будет давать в месяц 30 тыс. рублей убытков. При условии, конечно, что вообще останутся киоски, потому что кроме объективных финансово-экономических сложностей в последние годы все чаще и все острее в этом сегменте встает проблема внешнего давления. Так, в 2012 году фактически по всей стране была организована массированная атака на киосковые сети, причем вели эту атаку муниципальные власти. В их арсенале средств борьбы с киосками — сокращение ассортимента сопутствующих товаров, неоправданное повышение арендной платы за земельные участки, на которых установлен торговый объект, трудноисполнимые требования к обновлению дизайна сооружений и множество других бюрократических уловок.
Одна из версий о причинах «зачистки» киосков — освобождение пространства для сетевой розницы. Однако и отечественный, и зарубежный опыт говорят о том, что супермаркеты не перехватывают тех покупателей, кто лишается возможности приобретать прессу в привычном месте после закрытия киоска. Прессу в разных торговых форматах покупают разные люди, в разных точках продается мало пересекающийся ассортимент. Например, в киосках реализуется основной объем общественно-политических изданий и недорогих еженедельников массового спроса, ежедневные и еженедельные газеты. А в супермаркетах и гипермаркетах на информационно-новостные издания приходится только 5% продаж. Кроме того, на полках супермаркета, по разным причинам, обычно размещается небольшое количество журналов и исчезающе малое количество газет. Ритейл выбирает самые ходовые проекты, даже в гипермаркете ассортимент редко превышает 500 наименований. А вот современные киоски могут предлагать до тысячи разнообразных изданий!
Наконец, некоторым изданиям, особенно региональным, зачастую не под силу «войти» в супермаркет — слишком высок «входной порог». А в небольших городах, бывает, и «входить» некуда — ритейлеры там вообще не хотят иметь дело с прессой. Между тем киоски закрываются повсюду.
Определенную надежду на изменение в лучшую сторону ситуации в киосковой рознице дает приказ Минкомсвязи «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения средств массовой информации и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации», подписанный министром Николаем Никифоровым 31 июля этого года. В частности, приказ содержит рекомендации по численности киосков на душу населения (не менее одной точки на 1500 человек в городе), по их дислокации (в шаговой доступности для большинства жителей района и в местах с высоким пассажиропотоком), по срокам выдачи разрешений и т.д. Важно, что рекомендуется разрешать установку рядом с киоском холодильного оборудования для продажи прохладительных напитков и мороженого в теплое время года. Однако это всего лишь рекомендации. Прислушаются ли к ним на уровне муниципалитетов, покажет время.
Дмитрий Мартынов, Ассоциация распространителей печатной продукции
Александр Оськин, Ассоциация распространителей печатной продукции
Источник: Профиль