Минкомсвязи России издало приказ о том, что местным властям отныне рекомендовано поддерживать распространителей печатной продукции – то бишь владельцев киосков, которые продают газеты и журналы. Уменьшить цену на аренду, не чинить бюрократии с выделением земли и проч. Мы провели «Круглый стол» на эту тему в пресс-центре «Комсомольской правды».
Киоски должны быть ближе к дому
Внешне ситуация вполне благополучная – в Уфе работают 750 таких точек.
- На миллион жителей должно приходиться 733 объекта, - сообщиланачальник Управления торговли и координации услуг администрации Уфы Ирина Рублева. – Так что баланс соблюден.
Кстати, киосков среди этих объектов только 164 (включая 139 «Уфа-Печати»). Газеты и журналы также продаются на почте (125 отделений), в супермаркетах (более 250) и в торговых комплексах и рынках (107). Остальные точки расположены в разных организациях. Но будем объективны: продажи газет для почтовых отделений - не приоритет, «Комсомолку», например, там найти сложно – пара экземпляров, которые привозят на реализацию, заканчиваются в первые часы работы отделения. Точки на рынках и в торговых комплексах не всегда работают регулярно. Поэтому реально работающих пунктов продажи газет в Уфе около 500. В миллионном городе должно быть на треть больше.
Привычнее всего уфимцам приобретать прессу в киосках. Но многие киоски стоят не в самых удобных для горожан местах…
- Почему бы не придвинуть их метров на пять ближе к остановкам? – предложилакоммерческий директор «КП» Елена Радыгина. - Не всегда человек, который ждет автобус, готов пройти эти пять метров! Тем более, если идет дождь. Да и сами киоски хорошо бы модернизировать – чтобы печатная продукция была представлена более наглядно, а читатель мог выбрать то, что ему больше по душе.
Чисто теоретически киоски передвинуть можно. Но для этого нужно получить согласие в нескольких инстанциях, таких как администрации районов и Уфы, Управление земельными ресурсами, Управление муниципальной собственностью, Управление коммунального хозяйства, БашРТС, Уфаводоканал, Башинформсвязь и т.д. Начинания предпринимателей тонут в бюрократическом болоте.
- А что касается модернизации – это мы должны делать за свой счет, - говорит главный инженер МУП «Уфа-Печать» Тимур Ахметшин. – Программа такая есть – в месяц планируем «осовременивать» по одному киоску.
Аренду могут снизить
Так чем же может помочь этот самый приказ? В нем, в частности, рекомендуется равномерно размещать киоски прессы в зоне жилой застройки. Мысль благоразумная – ведь тогда любой уфимец сможет купить любимую газету непосредственно рядом с домом. Наши читатели неоднократно жаловались – мол, чтобы приобрести свежую «Комсомолку», им приходится порой шагать пару кварталов. Кстати, в связи с предстоящими саммитами ШОС и БРИКС в Уфе будут расширять дороги. И вполне возможно, что несколько киосков в связи с этим снесут. (Появятся ли они в другом месте? Мы обязательно за этим проследим! - Прим. ред.)
А еще в приказе есть рекомендация: арендная плата за землю, на которой стоят киоски, – не более 30 рублей в месяц за кв.м. Но фактически в нашем городе она колеблется от 67 до 200 рублей.
- Решение о ставках принимает городской совет. Если обратиться туда с обоснованным предложением, он пойдет навстречу. Мы же, в свою очередь, всесторонне будем поддерживать, - говорит начальник отдела оформления разрешительной документации на земельные участки Управления по земельным ресурсам Ирина Кириллова.
- Мы можем только приветствовать такие рекомендации по арендной плате, - заявил главный инженер МУП «Уфа-Печать» Тимур Ахметшин. – Если город согласится на такие условия, ситуация кардинально улучшится. Так что обязательно напишем письмо с запросом.
Но есть еще одна загвоздка. Раньше договора на аренду были бессрочными. А с недавнего времени их можно оформлять сроком только на один год. Поэтому теперь киосковым сетям приходится тратить кучу денег и времени на переоформление документов.
- Это очень сложный вопрос, - говоритзаместитель директора ООО «Пресс-Печать» Наталья Матвеева. – Мы начали переоформлять аренду земли с 2010 года и только сейчас получили новые договора сроком на один год. Теперь для регистрации в Регпалате договора на аренду земельного участка нужно вдвое больше времени. Как пойдет ситуация дальше, сказать сложно. Если продажи не пойдут, частники закроются в ближайшее время.
В сети просто так не зайдешь
Возможно, кто-то возразит – прессу можно купить не только в киосках, но и в супермаркетах или на рынках. Увы – не всегда.
С торговыми сетями не все просто. Как признаются уфимские издатели, путь во многие торговые сети им закрыт. А «Магнит», к примеру, работает только с одной фирмой - распространителем - АРПИ Медиасервис.
- Нам отказывают. Причем в устной форме, - говорит коммерческий директор уфимского филиала «КП» Елена Радыгина. - Не нарушается ли таким образом антимонопольное законодательство?
- Формально все имеют право заходить в торговые сети, - поддержала разговор генеральный директор ЗАО «Теленеделя Уфа» Алевтина Дубовцева. – Фактически у нас одна фирма-монополист, которая снабжает прессой все торговые сети. А мы туда зайти не можем.
- Надо узнать и другую точку зрения, - парируетначальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков УФАС РБ Альфия Абзелилова. – Пусть письменно обоснуют свой отказ. А вообще мы за здоровую конкуренцию. Все должно быть в рамках закона.
- Если трудно зайти на уфимский рынок, мы можем пойти навстречу – рекомендовать сетям принять к реализации местную печатную продукцию, - пообещала Ирина Рублева.
Что ж, надеемся, что обещания будут выполнены – потому что «Комсомольская правда» не перестанет совершать попытки пробиться к максимально возможному количеству читателей. Люди нуждаются в нашей газете, ее знают и любят.
Но в целом вопрос о доступности прессы остается открытым. Участники «Круглого стола» договорились собраться еще раз на совещании в администрации города и найти пути решения всех проблем.
МНЕНИЕ
- Логика подсказывает, что благодаря этому приказу розничная продажа газет должна увеличиться, - предположил руководитель Агентства РБ по печати и СМИ Борис Мелкоедов. – Но он носит рекомендательный характер, это снижает ценность документа, а рекомендовать что-то участникам рынка – дело неблагодарное. Надо создавать преференции распространителям прессы, как это делается во многих странах. Тогда будет эффект. Документ интересен тем, что это начало пути.
Евгений Соколов
Источник: Комсомольская правда в Уфе