Первые арбитражные претензии к «Интер-почте», которая перестала доставлять прессу подписчикам и перечислять деньги поставщикам СМИ, пошли еще в июле, есть уже и первое решение: 2 октября суд обязал «Интер-почту-2003» выплатить компании «Пиарпи» 381 тыс. руб. Впрочем, представителя ответчика на суде не было, и решение суда исполнять некому.
О проблемах «Интер-почты» РБК daily писала 19 сентября (см. №172 (1705), «Интер-почта» ищет деньги на доставку»), на тот момент компания еще находилась на территории Московского электромеханического завода им. Владимира Ильича (ЗВИ) по адресу: Партийный пер., 1. Теперь же «Интер-почты» там уже нет — помещения опечатаны арендодателем. На заводе РБК daily сообщили, что «Интер-почта» осталась должна и самому заводу, что 26 сентября около завода вообще проходил митинг тех, кому «Интер-почта» задолжала. Каков общий долг, точно неизвестно, но вероятно, сумма идет о сотнях миллионах рублей, возможно, долг сопоставим с ее ежегодным оборотом — в районе 900 млн руб., очень уж много компаний от них пострадало.
«Мне звонили даже из Генпрокураторы, спрашивали, как им найти концы. «Интер-почта» им тоже должна, — поясняет г-н Оськин. — В целом ситуация объясняется тем, что они тратили больше, чем зарабатывали. Брали деньги за подписку на полгода вперед, а сами едва-едва успевали обслуживать текущие платежи и сводить концы с концами. И это не могло продолжаться бесконечно».
Сейчас бывшие сотрудники и клиенты «Интер-почты» обсуждают в Интернете, где искать учредителей и руководителей, куда вообще ушли деньги и т.д. Бывшие сотрудники (восемь сотрудников подали коллективный иск на 380 тыс. руб.) сообщают, что увод денег был подготовлен заблаговременно — для этого летом были созданы три компании: «Пресс-экспресс», «Сити Лайн» и «Вендинг Групп», зарегистрированные на членов семей учредителей «Интер-почты» и ее бывших топ-менеджеров. Выйти на связь с представителями этих компаний РБК daily не удалось, равно как и дозвониться по мобильным телефонам учредителей и руководителей «Интер-почты». Судя по всему, все причастные к этой комбинации лица залегли на дно, по крайней мере временно.
Но АРПП уже не первый год бьет в колокола, предупреждая, что подписной рынок и рынок печатных СМИ находится в очень сложном положении и попросту стагнирует из-за системных изменений на рынке.
«В 2012 году на этом рынке обанкротилось девять компаний, в этом году ожидается до 20 банкротств. Раньше доставка печатной продукции была довольно жирным бизнесом. Сейчас ситуация изменилась. Но не все сумели перестроиться», — говорит г-н Оськин и поясняет, что «Интер-почту» подвела логистика. «Решение задачи доставки прессы не такая уж простая задача, как может показаться, — говорит он, — на рынке, где рентабельность составляет 5%, именно на логистике все и построено».
Руководитель главного выгодоприобретателя ухода «Интер-почты» — московского представительства агентства «Урал-Пресс» (с которым «Интер-почта» делила почти 1,5 млрд руб. в год) Евгений Лукашенко подтверждает, что с логистикой у «Интер-почты» были проблемы.
«Они делали ставку на пеших курьеров, хотя создание автомобильных маршрутов значительно более оправданно, — говорит г-н Лукашенко. — Пытались совмещать доставку прессы с курьерскими услугами. При этом многие позиции у них вообще продавались ниже себестоимости. Например, доставка письма по Москве — 30 руб. Просто не следили и не очень хорошо управляли».
Медиааналитик и автор книги «Когда умрут газеты» Андрей Мирошниченко видит в том, что происходит, неизбежные изменения на рынке масс-медиа в целом.
«Закат прессы будет связан с Интернетом и уходом последнего газетного поколения, но начнется все именно с краха системы доставки, — рассуждает г-н Мирошниченко. — Дистрибуция — это такой бизнес, который может существовать только за счет достаточного оборота и ассортимента. Как только оборот падает ниже какого-то предела, бизнес схлопывается, причем происходит это исторически мгновенно. И происходит это даже раньше, чем публика перестает читать газеты. То есть люди бы еще и читали, но им уже все хуже доставляют, все меньше возможностей купить или подписаться. Похоже, процесс схлопывания доставки прессы во всех ее формах уже начался».
Впрочем, в московском представительстве агентства «Урал-Пресс», которое, если верить г-ну Мирошниченко, тоже находится под ударом, пока не беспокоятся.
«Уход «Интер-почты» привлек к нам сотни новых клиентов, на подходе — тысячи, уже сейчас с трудом справляемся с заказами, увеличиваем штат — говорит г-н Лукашенко. — Но рынок этот не самый простой. Будем действовать аккуратно».
Источник: rbcdaily.ru