Жуя, читай: как американские магазины борются за выживание

О книжном рынке США рассказала американский славист, профессор Университета Вирджинии Эдит Клюс, которая на протяжении всей недели читала лекции студентам ТюмГУ.

На своей финальной лекции в тюменском вузе профессор попросила аудиторию вспомнить фильм 1998 года американского режиссера Норы Эфрон «Вам письмо». Девушке Кэтлин, которую играет Мэг Райанпринадлежит маленький книжный магазинчик детской литературы под названием «Магазин за углом», перешедший ей от матери. Для нее, трех ее сотрудников и покупателей это не просто место работы — это оазис тепла, человечности и культуры. Джо Фокс в исполнении Тома Хэнкса владеет сетью огромных книжных супермаркетов «Фокс и сыновья». Он открывает такой комплекс рядом с магазином Кэтлин, что грозит ей неизбежным разорением — цены там намного ниже.

Естественно, главной в фильме является любовная линия, однако Эдит Клюс обращает внимание на ситуацию, когда большой сетевой магазин с огромным выбором изданий и низкими ценами заставляет закрыть двери маленькую книжную лавку, даже если клиенты ее обожают. Сейчас это происходит все чаще и чаще, но даже большие сетевые магазины не могут чувствовать себя в безопасности.

На книжном рынке теперь есть мощный игрок — интернет-магазины. Их появление разорило не один крупный магазин, поскольку цены там еще ниже, ассортимент еще шире. А кроме того, легко можно заказать и другие необходимые товары, представленные в этом же интернет-магазине.

Одну из крупнейших сетевых книготорговых компаний, Borders, постиг крах, а некогда она владела сетью из более чем 1,2 тыс. книжных супермаркетов.

Но есть те, кто знает, когда и как нужно меняться. Гигант Barnes & Noble живет неплохо, он привлекает клиентов, во-первых, размахом: магазины занимают два-три этажа; во-вторых, ассортиментом: помимо книг на любой вкус там можно купить сувениры, канцелярию, аудио- и видеопродукцию; в-третьих, удобным расположением: магазины открываются в самых людных местах.

Маленькие лавчонки — уютные и столь любимые сложившемуся кругу постоянных покупателей, пытаются выжить, как могут. Один из способов привлечь клиентов — это создать атмосферу. Американский книжный магазин стал не просто торговой точкой, а местом, где можно посидеть с книжкой, попивая кофе. Совмещать кафе и магазин, считает Эдит, очень удачная мысль. Кроме того, в лавочках постоянно устраиваются мероприятия для читателей, как для взрослых, так и для детей. «Подобные магазинчики становятся приметой города, частью ландшафта. Без них наши города превратились бы в мрачные пустыри», – говорит профессор.

Можно ли найти книги русских и российских авторов в США? «Да, – говорит Эдит Клюс. – У нас пользуются постоянным спросом русские классики — Толстой, Достоевский, Булгаков. Очень в США любят Чехова, знают Набокова, но это чтение для интеллигентов. Русская культура представлена у нас не так широко, как хотелось бы».

Екатерина Скворцова

Источник: Вслух.ру