Регистрация СМИ: террористы и хулиганы не пройдут

Министерство связи совместно с Роскомнадзором подготовило проект федерального закона, совершенствующего процедуру регистрации средств массовой информации. Документ находится на стадии общественного обсуждения. Эксперты оценили законопроект на «четверку с минусом», похвалили изменения в целом и раскритиковали технические недоработки.

Проект федерального закона, вносящего правки в ряд нормативных актов Российской Федерации, предполагает «совершенствование системы регистрации СМИ». В пояснительной записке авторы законопроекта поясняют, что документ призван устранить пробелы в правовом регулировании СМИ. «Пробелов» перечислено два: отсутствие выходных данных интернет-СМИ и «дискриминационные условия» доступа на рынок. Авторы считают, что отсутствие госпошлины на распространение зарубежных средств массовой информации на российской территории ведет к дискриминации учредителей отечественных изданий.

Технические правки

«Пояснительная записка, честно говоря, меня совершенно не удовлетворила, поскольку это отписка вместо изложения целей, – комментирует законопроект управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко. – Авторов можно было бы уличить в желании вместо системного изложения своих целей написать несколько малозначащих фраз».

В целом эксперты оценивают предполагаемые изменения как технические. Поправки призваны привести закон в соответствие со сложившейся практикой действий Роскомнадзора. В частности, законопроект определяет порядок публикации выходных данных сетевых СМИ.

Интернет-издания обязательно должны размещать на своих сайтах название издания, его учредителей, фамилию и инициалы главного редактора, адрес электронной почты, номер телефона и факса редакции, а также знак информационной продукции для защиты детей.

Кроме того, в законопроекте есть поправки, согласно которым учредители платят государственную пошлину не только за регистрацию СМИ, дубликат свидетельства и внесение изменений в запись в госреестре, но и за «выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации». Таким образом, авторы проекта устраняют «дискриминацию» для отечественных игроков медиарынка.

Увеличился срок рассмотрения заявки на регистрацию СМИ. Он составит те же тридцать дней, которые прописаны в действующем законе, однако без учета выходных. Помимо этого, теперь действительным считается заявление в форме электронного документа.

«В перечне документов, необходимых для регистрации СМИ, есть копия паспорта, копия устава, – комментирует эту правку представитель Гильдии судебных репортеров Павел Нетупский. – Как по электронной почте и с электронной подписью высылать нотариально заверенную копию документа, мне не совсем понятно. Электронная казуистика не нужна».

Террористы-учредители

По мнению Павла Нетупского, интерес вызывает поправки к статье закона «О СМИ», объясняющие, кто не может быть учредителем средства массовой информации.

К списку категорий граждан, которым запрещено создавать собственное средство массовой информации (не достигшим совершеннолетия и отбывающим наказание в местах лишения свободы) прибавились те, кто признан «недееспособным вследствие психического расстройства». «Я бы просто ограничился словом «недееспособный», вследствие психического расстройства или еще какого-либо – это неважно», – отмечает Павел Нетупский.

Кроме того, учредителями средства массовой информации не смогут выступить граждане, имеющие судимость за «преступления против общественной безопасности и преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

«Во-первых, непонятно – имеется в виду только действующая судимость или сюда же относится снятая или погашенная, – отмечает Павел Нетупский. – Во-вторых, к преступлениям против общественной безопасности, помимо терроризма, подрывной деятельности, бандформирований и тому подобного, относится пиратство, хулиганство (то есть девочки из Pussy Riot уже не смогут быть учредителями СМИ). Плюс, там еще огромное количество преступлений, вроде нарушений правил энергоснабжения, транспортной безопасности – то есть зачастую непредумышленные преступления. Какое отношение это имеет к СМИ, мне непонятно».

Нетупский обращает внимание, что преступления против государственной безопасности наказываются достаточно продолжительным лишением свободы. «Как какой-то террорист, если он не пойман, может быть учредителем СМИ? – риторически вопрошает Павел. – Или он сидит, или он бегает».

Медиаюрист Федор Кравченко отмечает, что в ограничениях нет никаких «особенно политических» составов преступлений. «Если предположить, что все-таки у нас есть правосудие, а не судебная система по оформлению по политической воле приговоров, то экстремистов и террористов государство вправе ограничить в регистрации СМИ, – уверен юрист. – Хулиганство – пожалуй, самое неприятное. Но, помимо этого, можно было включить еще огромное количество составов преступлений, чего в Роскомнадзоре, к счастью, не сделали».

Жизнь после смерти

Еще одна поправка, вызывающая недоумение экспертов, касается порядка признания регистрации СМИ недействительной. Согласно законопроекту, теперь средство массовой информации исключается из реестра «в случае смерти физического лица или ликвидации юридического лица, являющихся учредителями средства массовой информации, права и обязанности которых не переданы редакции».

«Если любой из учредителей, являющихся юридическим или физическим лицом, признается ликвидированным или умершим, то даже при наличии других учредителей средство массовой информации может быть исключено из реестра»,–поясняет медиаюрист Федор Кравченко.

«У меня возникает логичный вопрос. Если у СМИ два учредителя, два физических лица, Иванов и Петров, и Иванов умер – это СМИ тоже должно исключаться из реестра? Исходя из этой нормы, если хотя бы один учредитель умер или ликвидирован, регистрация СМИ должна признаваться недействительной», –соглашается с коллегой представитель Гильдии судебных репортеров Павел Нетупский.

Это изменение ограничивает учредителей в правах. Авторы проекта предлагают передавать права учредителя редакции, однако не все создатели СМИ хотят идти на такой шаг. В качестве решения возникающей проблемы Федор Кравченко предлагает переписать поправку: «Было бы вполне логично эту норму изменить – дать возможность передавать права умершего или ликвидированного учредителя не только редакции, но и иным учредителем в соответствии с уставом данного средства массовой информации». Павел Нетупский замечает, что изменения должны касаться только СМИ с единственным учредителем.

По его мнению, проблема с «мертвыми СМИ», которую пытаются решить с помощью этой поправки, решается другой нормой законопроекта. «Если, например, Роскомнадзор начинает исковое производство против зарегистрированного на юрлицо СМИ, которое давно не выходит, а юрлица нет – ситуация патовая, иск к пустоте, – поясняет Павел Нетупский. – В одной из поправок есть упоминание рассмотрения дел в суде «на основании заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение». В процессуальном праве это называется «особым производством»: когда нет ответчика, тогда устанавливается юридический факт того, что СМИ не выходит. Суд обязан вызвать всех заинтересованных лиц. Вопрос об исключении из реестра «СМИ-мертвецов» решается через эту поправку».

Недостатки

Управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко отмечает, что недоволен поправкой о невозможности обжалования приказа об аннулировании лицензии. По его мнению, включение этой нормы выглядит как снижение уровня правовых гарантий для вещателей.

«Я допускаю, что Роскомнадзор пытается урегулировать давно возникшее противоречие, связанное с предупреждениями и приказами об аннулировании лицензии, – комментирует Кравченко. – Дело в том, что позиция Роскомнадзора, часто звучавшая в судах, состоит в том, что его предупреждения нельзя обжаловать, поскольку они не влекут прямого нарушения прав заявителя, а только декларируют необходимость соблюдения закона. Похоже, авторы проекта решили это закрепить».

Павла Нетупского, в свою очередь, не устраивает норма ныне действующего закона, предполагающая два этапа регистрации СМИ. «Первый этап – это принятие заявления к рассмотрению. Это должно произойти в течение месяца; если к заявлению не приложены какие-либо документы, заявление могут вернуть в течение месяца. Даже если они приняты, заявление снова рассматривается месяц, и учредителю все равно может быть отказано. Если уж правите закон – то правьте до конца», – призывает Павел.

Кроме того, перечень документов, необходимых для регистрации средства массовой информации, по-прежнему устанавливает правительство страны. «Мне кажется, это должно быть определено законом. Сейчас непонятно: копия паспорта, например – копия всего паспорта? В том числе страниц о военных обязанностях и женитьбе? Какое это имеет отношение к учреждению СМИ?» –  отмечает Нетупский.

В целом эксперты сходятся на том, что законопроект Роскомнадзора и Минкомсвязи адекватен, однако страдает из-за недоработок. «Я бы оценил законопроект на четыре с небольшим минусом. Поправки, как мне показалось, не вводят каких-либо карательных, или контрольных, или других мер, которые бы сильно меняли расстановку сил на медиарынке. Понимая, что свобода СМИ для нас сейчас является одним из основных объектов контроля, я бы скорее порадовался такому законопроекту», – заключает Федор Кравченко.

Общественное обсуждение законопроекта продлится до 22 октября. Предполагается, что поправки вступят в силу уже с начала 2014 года.

Анастасия Фролова

Источник: Lenizdat.ru