«Сервис удешевит процесс подготовки книги в десять раз и сэкономит время штатных редакторов», — рассказывает Александр Касьяненко, сооснователь проекта Ridero.
Предприниматель работает в издательском бизнесе более 20 лет. В середине 1990-х он открыл магазин русских книг в Тель-Авиве, ставший за несколько лет популярным местом встреч с русскими писателями. Вернувшись в Москву, запустил издательство «Гудьял», а в 2003 году возглавил радикальное издательство «УльтраКультура», созданное поэтом Ильей Кормильцевым. К середине 2000-х Касьяненко решил заняться выпуском электронных книг. Поскольку верстка книги на тот момент стоила около 5 тыс. руб., на дизайн обложки уходило еще 5—10 тыс., бизнесмен задумался о том, как удешевить процесс.
«Пообщавшись на одной из книжных выставок с Дмитрием Кравчуком, основателем сайтов «Стихи.ру» и «Проза.ру», я понял, что это должен быть общедоступный сайт, который смог бы взять на себя техническую работу верстальщиков», — вспоминает Александр Касьяненко.
На разработку нового сервиса ушло более пяти лет. Осенью 2012 года к проекту присоединился Александр Гаврилов, в прошлом главный редактор газеты «Книжное обозрение», сегодня — совладелец кафе ArteFAQ, FAQ-cafe, DeFAQto и SQUAT Cafe.
«Сейчас книжный рынок переживает кризис, роли издательств, типографий и дистрибьюторов книг меняются с каждым годом. Технологии отмирают пачками. Мы решили предложить инструмент, который соответствует новым реалиям», — говорит г-н Гаврилов.
Сооснователи уже вложили в проект Ridero около 4 млн руб. В рамках закрытого тестирования на этой неделе к сервису начинают подключаться издательства (всего их будет более десяти). Публичный запуск проекта приурочен к открытию московской книжной выставки Non/fiction.
Ridero позволяет издателям автоматически сверстать книгу, загрузив текст и изображения (сегодня в Ridero четыре макета верстки, к концу года их число достигнет 25—30). Система распределяет текст по страницам, исходя из параметров выбранного макета, распознает названия глав, эпиграфы и сноски, сохраняет разбивку на абзацы. Кроме того, исправляет неправильно расставленные переносы, убирает пробелы перед запятыми, прописывает выходные данные. На Ridero можно выбрать титульный лист, получить ISBN (международный стандартный номер книги) — а затем отправить книгу на полку интернет-магазина.
Сверстанную в системе книгу можно будет купить как в электронном формате, так и в печатном — создатели Ridero уже договорились с одной из московских типографий. Они рассчитывают, что сервис будет востребован вузами и создателями авторских курсов, которые сегодня готовят материалы для своих слушателей «на коленке». Предприниматели также делают ставку на привлечение компаний, не связанных с книжным бизнесом, но готовых поделиться контентом с аудиторией. Например, футбольный клуб на сайте Ridero может выпустить сборник биографий игроков, а звезда шоу-бизнеса — сборник собственных кулинарных рецептов.
Непрофессиональным издателям на Ridero помогут корректоры, художники-оформители и дизайнеры, сообщество которых Касьяненко и Гаврилов формируют, рассказывая о новой системе в сетевых сообществах для фрилансеров книжной отрасли. В планах создателей — подключить к проекту рекламные агентства, научных редакторов и дикторов, которые будут озвучивать книги. Основатели Ridero планируют зарабатывать на комиссии 10—20% от каждого перечисления денег от заказчика к исполнителю.
Стоимость услуги на Ridero будет зависеть от профессионализма специалиста — начинающий корректор за внесение правок в текст одной книги сможет попросить 1000—1500 руб. за книгу, тогда как профессионал с именем сможет брать за такую работу до 15 тыс. руб. «Самое важное, что пользователю Ridero не надо будет делиться деньгами с посредниками, которые берут до 400% от суммы заказа», — поясняет Александр Касьяненко. Предприниматели планируют, что через год число специалистов книжной отрасли, готовых предложить свои услуги в рамках Ridero, достигнет 1 тыс. (это могут быть как частные исполнители, так и компании), а число пользователей возрастет до 100 тыс.
Базовый функционал сервиса будет бесплатным для пользователей. Издательствам придется платить только в том случае, если они захотят выкупить макеты для верстки, разработанные Ridero (стоимость одного макета — 990 руб.). Используя два основных источника дохода, Ridero планирует пройти точку безубыточности в течение года.
Сегодня компания уже договорилась о продаже книг, изданных с помощью Ridero, с Ozon.ru. Михаил Осин, руководитель цифровых продаж Ozon.ru, считает, что стартап сможет решить одну из проблем рынка цифровых книг — недостаточное ассортиментное предложение. «Менее 30% книг, доступных в продаже в печатном виде, можно купить и скачать, не говоря уже про книги, изданные в прошлые годы, — поясняет г-н Осин. — Небольшие и средние издательства пока не готовы инвестировать средства и время в это направление. Появление на рынке удобного и понятного инструмента для цифрового книгоиздания определенно даст новый импульс развитию рынка».
Для доработки технологии и тестирования бизнес-модели Ridero потребуется еще 10—12 млн руб., которые предприниматели планируют привлечь от частных инвесторов. В проекте в качестве бизнес-ангела уже участвует партнер Александра Гаврилова по ресторанному бизнесу, основатель компаний ABBYY, iiko и Cybiko Давид Ян. «Сегодня в Интернете крайне успешны проекты типа marketplace, сервисы, которые соединяют большое число производителей контентных услуг с их массовым потребителем, особенно хорошо развиваются такие «стыковщики» на рынках со сложным многоступенчатым процессом коммуникации между игроками рынка», — говорит Давид Ян. По его словам, Ridero сможет настолько упростить процесс публикации и повысить среднее качество произведений от непрофессиональных литераторов, что книгоиздание станет популярным хобби.
Инвестор считает, что основные риски проекта связаны с появлением аналогичных сервисов у популярных интернет-магазинов. «На данный момент Ridero не имеет аналогов в мире, если над похожей технологией начнет работать Amazon или Ozon — все решит нацеленность каждой из двух команд на результат, — отмечает г-н Ян. — Но я думаю, что крупные игроки скорее подождут, пока Ridero наберет первые 10 млн пользователей, чтобы купить сервис».
Сегодня среди тех, кто тестирует систему Ridero, такие издательства, как «Росмэн», а также еще несколько крупных компаний, которые пока не афишируют свои имена. Олег Вавилов, директор издательства «Постум», считает, что автоматизация верстки в первую очередь спасет жизнь небольшим издательствам, которые хотели бы расширять линейку книг, выпуская их небольшими тиражами. «Бизнес крупных издательств больше зависит от качества работы дистрибьюторских каналов, нежели от процесса допечатной подготовки книг», — говорит он.
Через полтора года, отладив модель на российском рынке, Гаврилов и Касьяненко планируют предложить свой продукт европейским, а затем американским издательствам и начинающим авторам. По их мнению, продвигаться на новых рынках будет проще, чем в России, — в большинстве европейских стран книжный бизнес получает поддержку государства.
Борис Кузнецов, генеральный директор издательства «Росмэн»
Внедрение на рынке технологии Ridero сможет привести к тому, что профессия «верстальщик» сведется к функциям оператора или менеджера верстки — человек будет просто следить за тем, как программа формирует полосы макета. Сегодня верстальщики пытаются оптимизировать и автоматизировать свою работу — Ridero станет для них универсальным инструментом.
Филипп Шипетин, директор по развитию издательства «Центрполиграф»
Идея сама по себе достаточно интересная и будет пользоваться популярностью у начинающих авторов, мы видели немало примеров за рубежом, когда никому не известный писатель, пробуя свои силы, выкладывал электронную версию книги в Amazon, где буквально за несколько недель она попадала в топ по продажам. С точки зрения издательского процесса такой сервис может упростить работу верстальщикам, но не заменить их, тем более в этом нет смысла, расходы на верстку составляют менее 1% от себестоимости тиража.
Андрей Куликов, инвестиционный менеджер Fastlane Ventures
Сегодня книжный и издательский рынки находятся не в лучшей форме: объемы продаж не вернулись на уровень докризисных лет, а количество выпускаемых наименований и тиражи падают. Электронные книги могут стать новым драйвером отрасли, но, как и в случае с мобильным рынком, нужно прагматично разделять рост использования и реальную монетизацию. В случае с электронными книгами пока нет устойчивой привычки пользователя платить — скорее, наоборот. В то же время сервисы, подобные Ridero, создают возможности, так как в условиях вызовов рынка легче заинтересовать участников новой технологией, они с большим интересом рассматривают возможности снижения издержек и выхода на новые рынки. Во многом успех компании будет зависеть от способности создать полезную технологию и встроиться в цепочку создания стоимости.
Елена Краузова
Источник: РБК daily