"Почта России" планирует выпускать пластиковые карточки для пенсионеров, по которым можно будет получать пенсии. Но для этого предприятию необходимо обзавестись банковской лицензией. Что становится вполне реальным после того, как минкомсвязь на прошлой неделе обнародовало проект закона об акционировании "Почты России".
Предприятие также намерено вернуть свои позиции в весьма прибыльном сегменте - доставке посылок. Речь идет не только о сопровождении их до конкретного почтового отделения, но и об экспресс-доставке по адресу получателя внутри России, где широко развернулся частный бизнес.
Все эти перемены предусматривает проект Стратегии развития "Почты России". Реформа пройдет в два этапа - по пять лет каждый, рассказал "РГ" на "деловом завтраке" генеральный директор ГУП "Почта России" Дмитрий Страшнов.
Учитывая сложную финансовую ситуацию в государстве, основные этапы стратегии решено реализовать за свой счет, то есть без привлечения бюджетных денег. Для этого предложена принципиально новая бизнес-модель развития предприятия.
Дмитрий Евгеньевич, Стратегия развития "Почты России" и законопроект о ее акционировании, не противоречат ли они друг другу?
Дмитрий Страшнов: Акционирование почты - один из элементов Стратегии, которая сейчас обсуждается в правительстве. Одно событие без другого существовать не может, поскольу есть жесткая взаимосвязь между ними. Акционирование необходимо для дальнейшей реформы "Почты России".
Для внушительной части населения актуален вопрос: Почтальоны будут разносить пенсии или нет? Что на этот счет прописано в вашей концепции документа?
Дмитрий Страшнов: Мы сегодня единственная организация, которая доносит пенсии ногами до квартир пенсионеров. Это достаточно трудоемкое мероприятие, и, несмотря на то, что Почте удается зарабатывать на этом, я бы не сказал, что это приносит нам сверхдоходы. В любом слуае для нас это важная составляющая бизнеса. Но, увы, сейчас мы ощущаем снижение объема доставки пенсий. Пенсии перетекают из наличной формы, которая требует доставки до физических лиц, в безналичную в виде банковских счетов и кредитных карт. Этот процесс эволюционный и неизбежный. Мы прекрасно понимаем, что он будет продолжаться. Новое поколение пенсионеров имеют свои счета, банковские карточки, знают, как с ними обращаться. А та часть пенсионеров, которые привыкли получать пенсию на дом, постепенно уменьшается. Сегодня это потери, несмотря даже на индексацию пенсий, ощутимы, примерно 4-6 процентов в год от числа пенсионеров.
Это означает, что через 20 лет эта услуга просто уйдет, и "Почта России" потеряет достаточно большой объем бизнеса и доходов, которые необходимы для поддержания в рабочем состоянии почтовых отделений и выплат зарплат нашим почтальонам. Поэтому объемы по доставке пенсий почте необходимо сохранить. При этом мы понимаем, что выплаты пенсий наличными заканчиваются, и мы пытаемся найти решение этой проблемы в предоставлении более широкого спектра финансовых и банковских услуг для населения.
Что, планируете для пенсионеров выпускать банковские карты?
Дмитрий Страшнов: Сегодня возможность эмитировать банковские карты у "Почты России" отсутствует. Как унитарное предприятие, мы не можем ни получить банковскую лицензию, ни приобрести готовый банк. Для того чтобы это произошло, нам, в том числе, необходимо акционироваться. Так как это возможно осуществить только в форме акционерного общества.
Но на почте оказывают финансовые услуги и сейчас. Что здесь вас не устраивает?
Дмитрий Страшнов: Сегодня наши финансовые услуги, помимо доставки пенсий - это также денежные переводы, платежи. Однако и здесь есть некая проблематика, поскольку мы пока являемся лишь инструментом для финансовых организаций, занимающихся транзакционным бизнесом.
При этом конкурируем не только с банками, но и с большим количеством платежных систем, имеющих банковские лицензии. А так как мы не имеем этой самой лицензии, нам приходится довольствоваться лишь частью невысокой комиссии за услуги по проведению переводов. Но этот рынок становится более конкурентным за счет большого количества игроков. Так что комиссия за транзакционные услуги стремится к нулю. И думаю, что это может произойти уже до конца 2015 года. Это также достаточно серьезный аргумент в пользу того, что почте необходимо пересмотреть свои позиции на рынке финансовых услуг - усилить их за счет получения банковской лицензии. Ведь сегодня финансовые услуги "Почты России" - половина дохода. Не для кого не является секретом, что наличие почтового банка - распространенная мировая практика успешных почтовых администраций, и не только в западных странах. Сегодня только Россия из всех стран БРИКС не может предоставлять банковские услуги на почте.
760 отделений связи должны работать в Москве. Сейчас их 528. Норма для всех - одна почта на 20 тысяч жителей
Какой, на ваш взгляд, должна быть модель акционирования предприятия? Прошла информация, что его исключат из списка стратегических. Для вас важно не потерять место в этом списке?
Дмитрий Страшнов: Давайте признаем, что с момента своего образования почта де-факто была, есть и всегда будет стратегическим предприятием государства, несмотря на формальное присутствие или отсутствие в списке таких предприятий. Это действительно серьезный государственный актив с огромной социальной значимостью.
Почта является образующим элементом государства, связывающим население и территории. Ни одна великая держава, цивилизация без почты просто не существовала, начиная с Майя, Чингизхана и Римской Империи. Сегодня, чтобы провести акционирование, необходимо формально вывести почту из списка стратегических предприятий и ввести ее обратно после акционирования. Для выполнения этой процедуры необходимо специальное распоряжение администрации президента РФ. В результате акционирования предполагается, что контрольный пакет останется у государства. Другого быть просто не может.
Значит, весь пакет акций почты должен быть у государства, а как в таком случае привлекать инвестиции собираетесь?
Дмитрий Страшнов: Сегодня, на этапе акционирования, не рассматривается возможность вхождения в "Почту России" частных инвесторов. Хотя безусловно, к нам есть достаточно большой интерес, в том числе, у инвестиционных фондов, часть из которых - государственные. Они, с моей точки зрения, могли бы быть приоритетными инвесторами. Тем не менее если основной акционер-государство будет принимать решения о том, чтобы сделать компанию более прозрачной, эффективной и инвестиционно привлекательной, а соответственно более конкурентной, и, возможно, не только на российском рынке, могут появиться не только российские, но и зарубежные инвесторы. Но при принятии таких решений мы должны руководствоваться принципом разумности, оставляя контроль за государством. Повторюсь, почта - актив стратегический.
В ближайшие годы рассчитываете ли вы на субсидии из госбюджета?
Дмитрий Страшнов: Горизонт нашей Стратегии - десять лет, первый этап пять лет и второй этап - это еще столько же. Мы сегодня готовим финансовую модель, которая подразумевает инвестиции в инфраструктуру в течение этого срока.
Наша основная цель - максимальную часть пути пройти за счет собственных ресурсов, собственных средств. Мы понимаем, что дополнительное финансирование, особенно со сторон государства, нам бы помогло, но рассчитывать только на государственное финансирование в непростой период, в том числе обусловленный состоянием мировой экономики, сегодня не приходится.
Возвращаясь к вопросу заимствования денег, какие способы, кроме IPO, вы для себя видите? К кому, кроме фондов, намерены обращаться?
Дмитрий Страшнов: Во-первых, рыночных инструментов достаточно много. Самый логичный способ - заимствование средств на финансовом рынке путем выпуска облигаций. Это потребует временного повышения ковинанты, т.о есть соотношения уровня долга к прибыли, до 4, что является вполне приемлемым на период 2-3 года. Это позволит компании пройти инвестиционный пик, необходимый для модернизации инфраструктуры.
Во-вторых, это уже упомянутые инвесторы, которые готовы войти в капитал почты не на год-два, а инвесторы, для которых данный проект будет достаточно осмысленным, и не будет иметь спекулятивный характер. И поверьте, такие инвесторы есть. Третий источник, который в большей степени можно считать внутренним резервом - это большое количество комплексов недвижимости, включая производственную, которыми в результате акционирования почта сможет распоряжаться более рационально. В результате оптимизации сети, создания новых современных производственных мощностей мы безусловно рассчитываем освободить часть устаревшей инфраструктуры, расположенной, зачастую, на неоправданно дорогих площадках. В этом случае мы будем иметь возможность реализации таких объектов, высвобождая их из производственного цикла.
Законопроект "О почтовой связи" и Стратегия Почты. Многие не увязывают эти два проекта документов. А, по вашему мнению, что нужно принять в первую очередь?
Дмитрий Страшнов: Сейчас самое важное - закончить формирование Стратегии развития "Почты России" и утвердить ее на уровне руководства страны. Результатом же работы над проектом закона о почтовой связи должен стать закон, который позволит эту стратегию реализовать. Реализация ее без нового закона просто невозможна. Также невозможно написать закон, а потом Стратегию развития, которая бы с этим законом "просто разговаривала". Поэтому первично принятие Стратегии, то есть принятие решения, куда почта двигается в ближайшие пять лет, а потом закона, который позволит это движение осуществить.
И все-таки многие эксперты говорят о том, что почтовый бизнес убыточен, и ссылаются на опыт других стран. А вы настроены "рассчитывать на свои силы", почему?
Дмитрий Страшнов: Безусловно, мы учитываем опыт других стран, в том числе и стран, прошедших непростой и долгий путь трансформации из субсидируемых государством почтовых операторов в эффективный, самоокупаемый почтовый бизнес.
Практика показывает: если следовать завышенным требованиям к такому параметру как срок доставки письма, например, в течение 2 дней в масштабе большой страны, то это неизбежно приводит к необходимости иметь избыточную инфраструктуру, инвестиции в которую будут в несколько раз выше стоимости той, которая способна обеспечивать эту же доставку за 5-6 дней. В том числе и по этой причине содержание такой мощной почтовой администрации как USPS (Почта США) обходится государству в многомиллиардную сумму. В рамках нашей бизнес-модели мы закладываем инвестиции в инфраструктуру, которые позволят выполнять нормативы по доставке письменной корреспонденции в разумные сроки, востребованные потребителем. Например, внутри города за 2 дня, а между всеми крупными городами РФ за 5 дней. Кроме того, мы планируем вернуть свои позиции в быстрорастущем и прибыльном посылочном сегменте. И здесь, безусловно, речь идет о всех возможных видах услуг потребителю, начиная от стандартной доставки до почтового отделения, центров хранения и выдачи посылок и до экспресс-доставки по адресу получателя.
Татьяна Шадрина
Источник: Российская газета