Газетный киоск: факторы риска

Эксперты АРПП анализируют проблемы рынка розничного распространения прессы и делятся своим видением их решения.    (Статья Д.В.Мартынова и А.В.Оськина, опубликованная в журнале "Новости СМИ"). 

Каждый третий – выйти из строя! 

В июле этого года с рынка распространения печатных СМИ ушла компания «Трапеция ВКС», которая в основном занималась розничными продажами периодической печатной продукции с рук. Как заявил генеральный директор компании Х.В. Хуснутдинов, это решение было принято «в связи со сложившейся в отрасли ситуацией».

Казалось бы, ну что такого – ушла с рынка крохотная компания, всего 22 объекта на всю огромную Москву. Да это далеко не первое банкротство – уже в текущем году разорились не только такая же небольшая, как «Трапеция ВКС», фирма «МаксПресс», но и, например, крупные оптовики «ДМ Дистрибьюшн» и «Наша пресса». «ДМ Дистрибьюшн» поставлял периодику в 550 киосков!

С 2004 года в стране закрылся фактически каждый третий киоск – общее их число сократилось с 42 тысяч до 30 тысяч.

Негативное влияние сокращения розничной сети очевидно – в среднем до 40% покупателей не перемещаются в другие форматы, а просто перестают приобретать прессу. Таким образом, на объем реализуемых в розницу тиражей прямо влияет число торговых точек. Как подсчитали аналитики, сокращение числа объектов розничного распространения прессы на 1000 единиц ведет к потерям тиражей – до 22 млн экземпляров газет и журналов в год. Суммарно за неполные десять лет закрытие 12 тысяч киосков привело к сокращению тиража печатных СМИ на 260 млн экземпляров в год (170 млн штук газет и 90 млн копий журналов), объем розничного рынка в тиражах уменьшился на 18%. В денежном выражении потеряны 10,2 млрд рублей в год – на такую сумму «сжался» оборот розничной торговли периодикой. В виде налогов потеряно от распространителей 1,8 млрд. рублей в год, от издателей – 984 млн рублей в год, от типографий – 228 млн. В 2013 году, если бы удалось сохранить прежний размер киосковой сети, государство получило бы дополнительно более 3 млрд. рублей налоговых платежей.

Причины объективные…

Разумеется, нередко киосковые сети закрываются под влиянием объективных причин. Например, после кризиса 2008 года предприятия, владеющие киосками, в связи с ростом ставок по кредитам и сокращением сроков кредитования были вынуждены остановить проекты по расширению, а часть точек закрылась.

Сильно подкосила киосковый бизнес реформа налогового законодательства – многие компании после 2009 года потеряли право на использование ЕНВД. Начиная с 1 января 2009 года, розничные продавцы печатной продукции стали выплачивать НДС, налог на имущество и налог на прибыль, то есть те налоги, от которых они до этого были освобождены. С 14 до 26% увеличились отчисления с фонда оплаты труда.

…и субъективные

Однако гораздо большее влияние оказывает на киоски административное регулирование.

Так, в 2012 году фактически по всей стране была организована массированная атака на киосковые сети. Причем вели эту атаку муниципальные власти. В их арсенале средств против киосков – ограничение ассортимента сопутствующих товаров, запредельное повышение арендной платы за земельные участки, на которых установлен торговый объект, трудноисполнимые требования к обновлению дизайна сооружений и множество других бюрократических уловок. В итоге схемы дислокации нестационарных торговых объектов, разработанные региональными властями, в 2012 году включали, например, в Саратове вместо 400 точек по продаже прессы 150, в Барнауле – 57 из 158.

Другой опыт

За рубежом если и применяется госрегулирование, то для обеспечения баланса в экономике. Например, когда в Италии мелкая розница стала проседать под давлением сетевых гигантов, парламент страны принял закон, дающий право торговли табачной продукцией исключительно небольшим магазинчикам и розничным киоскам, в том числе газетным.

В двух десятках зарубежных государств распространен формат 7-Eleven, торгующий прессой (до 500 наименований) и большим ассортиментом сопутствующих товаров и услуг, за счет чего печать и представлена в этих торговых сетях.

В Чехии по инициативе издателей был принят закон о дистрибуции прессы, согласно которому в киосках наравне с печатными изданиями разрешена торговля алкоголем и табаком. В польских киосках прессы продаются лекарства, бытовая химия и парфюмерия. Финская киосковая сеть Rautakirja охватывает всю страну, но пресса составляет в ее киосках не более 20-30% объема, а остальное – товары массового спроса и продукты питания.

Закрываются распространительские компании во всем мире, но, как правило, за границей стараются препятствовать этому процессу, а не стимулировать его.

Так, во Франции ежегодно выделяется около 1 млрд. евро на поддержку медиаотрасли, которая включает льготные ставки по налогам, субсидии, дотации и многое другое. Существенную часть этих средств направляют распространителям, активно поддерживают именно киосковые сети.

В Испании пошли по пути консолидации усилий дистрибьюторов и издателей. Здесь была создана рабочая группа из представителей издательств, национальных и региональных дистрибьюторов, которая разработала план поддержки специализированных точек продаж прессы.

В Германии издатели, объединившись, начали процесс спасения системы распространения печатной продукции. Благодаря их активной поддержке и усилиям количество точек продаж периодики достигло рекордного уровня и составило 120 тысяч единиц. Благодаря усилиям издателей дистрибьюторы прессы получили возможность поставлять печатную продукцию в неспециализированные торговые точки: булочные, аптеки, овощные магазины и так далее.

Похожим путем пошли и в Великобритании, хотя использовали несколько иной механизм. Здесь прессой также могут торговать любые объекты розничной торговли независимо от специализации. Однако получают они это право только в том случае, если выказывают готовность обеспечить реализацию определенного минимального объема печатной продукции.

Надежды робкие ростки

В нашей стране поводов для оптимизма мало. Маржинальный доход среднего киоска составляет порядка 5 тысяч рублей в месяц. Около 60% от прямых затрат идут на оплату труда киоскеров. Постоянные затраты (коммунальные услуги, аренда земли) чрезвычайно высоки. Как прогнозируют эксперты, если ситуация останется прежней, в ближайшие годы каждый киоск станет убыточным и будет давать в месяц 30 тыс. рублей убытков.

Определенные надежды отрасль связывает с подписанным 31 июля 2013 года приказом Минкомсвязи «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения средств массовой информации и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации». В частности, документ содержит рекомендации по численности киосков на душу населения (не менее одной точки на 1500 человек в городе), по их дислокации (в шаговой доступности для большинства жителей района и в местах с высоким пассажиропотоком), по срокам выдачи разрешений и т.д.

На наш взгляд, спасение отечественной системы розничного распространения периодической печатной продукции и более всего киосковой розницы – это сохранение интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности. И как бы пафосно это ни звучало – в этом залог информационной безопасности страны.

За границей потенциал киосков оценивают объективно, потому и поддерживают их не только на уровне муниципалитетов, но и с общегосударственных позиций. И это тот опыт, который не грех перенять и нам.

Пусть расцветают все цветы!

Проблема киосковой розницы на нашем рынке многогранная, и решать ее надо по нескольким направлениям сразу.

Прежде всего – надо остановить административное наступление на киоски. Емкость этого сектора экономики весьма велика, насыщение покупательского спроса наступает примерно при достижении показателя в один киоск на тысячу жителей. В России в среднем – один на 4,5-5 тысяч.

Современный киоск должен стать мультитоварным торговым объектом, предлагающим широчайший спектр товаров и услуг импульсного спроса в максимально доступной форме: платежный терминал, справочное бюро (визуальная, аудио и печатная информация), пункт выдачи интернет-заказов, курьерские услуги и т.п. Киоск должен предлагать мультимедийный контент – а значит, необходимо. Киоск должен предлагать мультимедийный контент – а значит, необходимо предусмотреть возможность раздачи аудио, видео, текстовой продукции по bluetooth или Wi-Fi. Такой подход позволит вывести на новый уровень развития традиционный торговый формат, одновременно сохранив все его социально важные черты.

Основная же задача – принять тот факт, что розничная торговля прессой и только прессой возможна в исключительных случаях. Достаточную рентабельность печатная продукция может обеспечить лишь тогда, когда продается ограниченное число самых популярных наименований в узле максимальной востребованности именно этого вида товаров. А именно – в местах большого скопления пассажиров какого-либо транспорта. Точно так же точки реализации прессы в продуктовом и непродуктовом ритейле не могут включать более 500 наименований – ограниченная площадь, выделяемая в таких форматах прессе, тоже диктует выбор только самых востребованных издательских продуктов.

И снова мы возвращаемся к киоску – в нем возможно обеспечить реализацию широкого спектра печатной продукции, до тысячи наименований, но только разрешив поддерживать рентабельность с помощью диверсификации деятельности.

Больше 2 млрд. людей сегодня читают бумажную прессу, 100 млн – только цифровую. Видимо, пока не пришло время отказа от традиционных торговых форматов, но совершенно точно – пришло время их модернизации.

Авторы:

Дмитрий Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП),

Александр Оськин, председатель правления АРПП

Источник: журнал «Новости СМИ» №19 (376), октябрь 2013 г.