Главной темой обсуждения стали результаты социологического исследования «Аудитория и рейтинг СМИ Новосибирска», проведённого мэрией Новосибирска и впервые представленного на суд профессионалов медиарынка: главным редакторам новосибирских печатных и интернет-изданий, радио и телеканалов. Рынок распространения периодической печати представил генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. Результаты исследования показывают, что издателям и распространителям печатных периодических изданий пора искать новые современные формы бизнеса, пока ещё не все позиции и рейтинги потеряны.
«Мы решили представлять рейтинги СМИ, потому что рынок динамично меняется. Хотелось выявить и позитивные, и негативные тенденции. Задача исследования – помочь медиарынку увидеть эти тенденции и развиваться», – подчеркнул начальник департамента информационной политики мэрии г. Новосибирска Сергей Нешумов.
Аудитория печатных изданий в Новосибирске за последние 5 лет сократилась на треть: с 73% до 42%. Газеты как источник информации о жизни города рассматривают, в первую очередь, горожане среднего и пожилого возраста. Рейтинг ведущих печатных изданий за последние годы не изменился: первое место занимает газета «Телесемь», сохранившая свою аудиторию практически полностью, второе – газета «Комсомольская правда», третье – «Аргументы и Факты» Количество читателей двух последних изданий среди горожан с 2007 года сократилось вдвое.
На прошедшем в начале октября XXVсеминаре АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж периодической печати» Сергей Нешумов, ссылаясь на результаты этого исследования, обратился к участникам отраслевого семинара с предложением работать на опережение: «Вашему сектору сейчас нужно использовать тот потенциал, который у вас пока ещё есть. Во многом политический потенциал печатных СМИ будет снижаться, поэтому использовать его необходимо сейчас, чтобы отладить работу на года вперёд, найти те формы, которые будут устойчивыми, позволят вам развиваться и в климатических условиях, и во всех административно-командных моментах. Это, безусловно, выгодно всем: и рынку, и власти, и особенно издателям периодической печати, потому что тогда они получат для себя нишу, которую уже не потеряют. Сейчас рынок печатных изданий сокращается. Поэтому, с одной стороны, должна быть разумная позиция игроков на рынке, с другой стороны, мэрия Новосибирска готова обсуждать любые конструктивные предложения и выносить их и на Совет депутатов или решать нормативными актами мэра. Нужно чтобы заинтересованные лица постоянно были в диалоге. Власть, как правило, реагирует на вызовы, а вызов тут один – благоустройство, чистота города. И тут киоски всегда попадают в ранг нежелательных субъектов. Чтобы быть желательными, чтобы быть востребованными и находить понимание у власти необходимо работать на опережение, предлагать варианты развития форм торговли. И, я думаю, обмен опытом между регионами был бы тоже очень важен. Если в одном городе всё прошло хорошо, то этот опыт можно клонировать и на другие города. Можно быть уверенным, что эта модель будет удовлетворять и игроков рынка, и власть. Ваш бизнес обеспечивает занятость социально незащищённых групп, ведь в киосках, как правило, работают пенсионеры, повышает интерес к чтению, повышает уровень культуры населения. Это совершенно правильная социально значимая задача».
Отметим, что Новосибирская власть занимает исторически очень взвешенную и ответственную позицию по отношению к рынку печатных СМИ. По сравнению со многими регионами киосковая розница Новосибирска находится в хороших условиях. Мэрия вместо закрытия точек продажи прессы призывает к поискам вариантов развития отрасли. Стоит надеяться, что если в других областях России местные власти обратят внимание на опыт Новосибирской области, у нашей отрасли будет будущее и возможность не только сохранить бизнес, но и вывести его в цивилизованное русло.
Полный текст исследования представлен на сайте «Новосибирские новости»
Источник: Пресс-служба АРПИ «Сибирь»