Петербургская газета переходит под контроль банка "Россия"

Структуры банка "Россия" Юрия Ковальчука приобрели петербургскую Metro, самую популярную ежедневную газету города. Возможно, это и политическая инвестиция, считают участники медиарынка. Через год в Петербурге пройдут выборы, а Metro конкурировала с другой бесплатно распространяющейся в метрополитене газетой — принадлежащим городским властям "Петербургским дневником".

Структуры банка "Россия" закрыли сделку по приобретению 100% ИД "Три короны", выпускающего Metro в Петербурге, сообщил банк. Это подтвердил главный операционный директор шведской Kinnevik (владеет Metro International, которой принадлежал ИД "Три короны") Андерс Кронборг. "Новый владелец сможет вывести Metro на новый уровень, а мы получили оправданную цену",— заявил он "Ъ". Сумму сделки стороны не раскрывают. Теперь газета перейдет под управление "Национальной Медиа Группы" (НМГ), принадлежащей структурам банка "Россия" и его соучредителей — Алексея Мордашова и "Сургутнефтегаза". НМГ уже управляет каналами РЕН ТВ и "Пятый", газетой "Известия", радио "Русская служба новостей" и владеет 25% "Первого канала". Структурам банка также принадлежат 25% "СТС Медиа" (каналы СТС, "Домашний" и "Перец") и 55% газеты "Санкт-Петербургские ведомости". 

Metro издается в Петербурге с 1997 года, хотя франшизу местные издатели получили лишь в 2005-м. Metro International консолидировала 100% кипрской Vi&Bo Russian Press Services Ltd, владеющей ИД "Три короны", лишь в прошлом году. Летом 2009 года шведы сообщали, что приобрели 58,5% Metro в Петербурге за €1 млн, а в январе 2012 года объявили о выкупе еще 36,5% за €5,1 млн. 

Позднее в том же году они выкупили оставшиеся 5% за €0,5 млн, то есть издание было оценено в €10 млн. Metro в Петербурге было самым рентабельным среди изданий группы, раскрывали шведы в отчете за 2011 год: его рентабельность по EBIT достигала 34% при выручке в €11,213 млн. 

Metro — самая популярная ежедневная газета Петербурга, по данным TNS Russia. В марте—июле 2013 года средняя аудитория одного ее номера составляла 697,3 тыс. человек старше 16 лет. Московский выпуск Metro читают в среднем 1,081 млн человек. Его контролирует группа ЕСН Григория Березкина, доля Metro International — лишь 0,81%. Шведская компания ранее сообщала, что у нее имелся опцион на увеличение доли до 40% за €4,4 млн. 

По информации участников петербургского медиарынка, владельцы банка "Россия" давно интересовались подобным форматом: ранее переговоры велись о покупке другой популярной бесплатной газеты "Мой район". Ее совладелец Григорий Кунис не подтвердил и не опроверг эту информацию. Два года назад из учредителей "Моего района" в Петербурге вышла норвежская Schibsted (см. "Ъ" от 17 августа 2011 года), после того как издание, заговорив о возможной отставке губернатора Валентины Матвиенко, подверглось, по словам владельцев, "беспрецедентному давлению". Господин Кунис уверен, что и в сделке с Metro присутствует политическая составляющая. По его мнению, новые владельцы "хотят оказывать больше влияния на городскую политику, учитывая непростые отношения с губернатором Георгием Полтавченко". Это мнение разделяют и другие участники рынка, отмечая, что покупка газеты "увеличит капитализацию" Юрия Ковальчука перед руководством страны. 

Политолог Владимир Васильев считает, что такая "профилактическая сделка" демонстрирует намерение федеральной власти "адаптироваться" к общественным настроениям, как и во время выборов мэра Москвы. В октябре 2014 года в Петербурге пройдут муниципальные выборы в 111 округах, не исключены и досрочные выборы губернатора, как было в других регионах. За выборы в регионе отвечает замполпреда президента в СЗФО по внутренней политике Любовь Совершаева, бывший топ-менеджер банка "Россия", ранее курировавшая НМГ и другие медийные активы банка. 

Прямой конкурент Metro в Петербурге — созданная в сентябре 2012 года ежедневная газета правительства города "Петербургский дневник", тоже бесплатно распространяющаяся в метро. Газета неоднократно выступала с критикой изданий, работающих на "зарубежных хозяев", в том числе "Моего района". В июне прошлого года издание опубликовало статью главреда, в которой говорилось, что "идеологическое наступление на нашу страну продолжается" и "не случайно, что в Петербурге самым массовым тиражом издается сейчас броско иллюстрированная газета, принадлежащая богатейшему иностранному концерну". Судя по цитатам в публикации, речь шла о газете Metro. 

Павел Белавин; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург

Источник: КоммерсантЪ