Целью работы постоянно действующей Экспертной комиссии при Роскомнадзоре является выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. В состав комиссии входят представители Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ, ведущие российские специалисты в области психологии, педагогики, социологии, культурологии, психологии и психолингвистики, юриспруденции.
Провел заседание комиссии заместитель Руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов. О ходе разработки документа членов комиссии проинформировал Юрий Зинченко, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Концепция разрабатывается на основе анализа зарубежного и отечественного опыта правового регулирования информационной безопасности детей. В частности, экспертами исследовалось соответствующее правовое поле Евросоюза, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, США и Канады. В том числе, уделено внимание анализу создания и функционирования в разных странах института саморегулирования информационного сообщества.
В проекте Концепции экспертами Роскомнадзора выделены и детально обоснованы требования к безопасной развивающей информационной среде для детей и подростков. Разработано и определено понятие информационной безопасности детей и подростков, дано разъяснение основных понятий, используемых в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
В частности, выделены критерии информационной продукции, провоцирующей агрессивное поведение детей и подростков. Определено содержание понятия «безопасная информационная продукция».
Исследованы особенности восприятия детьми анимационной продукции, разработаны методические рекомендации по отнесению мультфильмов к информационной продукции, рекомендуемой для просмотра детьми разных возрастных групп.
В ближайшей перспективе в рамках работы над Концепцией будет разработан ряд методик по классификации информационной продукции, ее экспертизе, проверке правильности возрастной маркировки информационного продукта в случае спорных ситуаций.
К дискуссионным моментам проекта относится регулирование использования информации, содержащей негативные примеры поведения. Как отметила член Экспертной комиссии, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова, «нельзя полностью исключать воспитание через негативные примеры поведения – в картине мира подростка должен присутствовать не только поведенческий паттерн «как надо», но и модель «так бывает, но так нельзя».
Также вызвали споры экспертов вопросы искусственного ограничения целостного восприятия художественных произведений. Эксперты сошлись во мнении, что в экспертизе той или иной информации с точки зрения ее влияния на поведение ребенка важен анализ оценочного контекста.
Источник: Роскомнадзор