В заседании приняли участие издатели, представители подписных агентств, общественных организаций, профильных министерств и ведомств, распространители печатной продукции, ФГУП «Почта России», а также эксперты рынка и журналисты.
Ведущий мероприятия, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) А.В. Оськин отметил некоторую тенденцию увеличения подписных тиражей в западных странах, подчеркнув, что и в России есть к тому робкие попытки.
Председатель Координационного совета Альянса В.В. Керов в своем выступлении обозначил основную проблему российского подписного рынка, а именно – сокращение тиражей на фоне постоянного роста цен и затрат на доставку изданий. При этом он отметил, что институт подписки очень важен для участников рынка прессы, поскольку в общих тиражах периодических изданий подписка составляет 35 %.
Одним из элементов поддержки подписки является выделение субсидий основному оператору по доставке прессы – Почте России – на покрытие убытков от услуг по приему подписки на печатные издания, их перевозке и доставке. Сегодня они составляют 3 млрд. руб. (~ 110 млн. долл.), и по мнению участников мероприятия их величина не позволяет сделать услугу рентабельной. Для сравнения были названы размеры аналогичной господдержки в других странах: Италия – 200 млн. долл., Франция – 261 млн., США – 300 млн. долл.
По мнению В.В. Керова, для развития института подписки необходимо не только сохранить субсидирование ФГУП «Почта России» в целях сдерживания тарифов на распространение печати, но и добиваться установления НДС на распространение подписных тиражей в размере 10 % вместо сегодняшних 18. Также следует оказывать помощь почтовикам в части развития розничных продаж прессы в отделениях почтовой связи, объем которых на сегодняшний день составляет 12 % от общего розничного тиража печатной продукции.
Были названы и другие проблемы подписного рынка.
В частности, медиасообщество обеспокоено возможностью монополизации подписки в случае принятия в новом законе «О почтовой связи» положения о включении распространения печати в универсальную услугу почтовой связи. Беспокоят Альянс качество почтовых услуг по доставке печатных изданий, вопрос стимулирования работников почтовой связи по предоставлению подписных услуг, проблема абонентских почтовых ящиков и других моменты. Ввиду этого было предложено создать совместно с Почтой России рабочую группу для разработки совместных программ по развитию рынка подписки в РФ.
Большой проблемой в стране является недостаточная популярность чтения, а также низкая информированность населения о подписной услуге. В.В. Керов назвал возможные пути ее решения: от проведения скоординированных рекламных кампаний в поддержку подписки и принятия национальных программ развития чтения до введения системы обязательного комплектования школьных библиотек периодическими печатными изданиями.
Со своей стороны АРПП уже начала реализацию социального проекта по оформлению бесплатной для детских домов подписки за счет спонсоров.
Перед участниками заседания выступил А.В. Туманов, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Он отметил значительную роль, которую играют СМИ в поддержании единого информационного пространства в нашей стране, и важность развития института подписки в масштабах всей России. Депутат отмел бытующее в определенных кругах мнение, что почтой сегодня никто не пользуется. Сам он нередко бывает в регионах, в глубинке, где очевидна социальная миссия Почты России, в том числе и по обеспечению населения прессой.
Г.Н. Кудий, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в своем выступлении отметил, что катастрофы на рынке подписки нет, но и поводов для радости немного. Связано это, в первую очередь, с падением рекламных доходов СМИ, а также и общим снижением тиражей как по подписке, так и в розницу. Так, газеты за полугодие потеряли 2 % тиража, журналы – 5 %, рекламные издания – 14 %, а розница – 10 % (при этом выручка выросла!).
Хотя на фоне розницы подписка выглядит более стабильной, рынок падает, и причин этому – несколько. Г.Н. Кудий предложил пересмотреть схему распределения государственных дотаций среди филиалов Почты России, уйдя от усредненных расчетов, оптимизировать тарифную политику почтового оператора, установив различные цены на доставку для центральных и областных изданий. По его мнению, внедрение автоматизации в обработку подписных тиражей позволит значительно снизить затраты на их доставку. Также он отметил важность сохранения и развития розничных продаж печатной продукции в отделениях почтовой связи.
Призвал Г.Н. Кудий участников встречи к подготовке предложений по разработке механизма сдерживания тарифов на распространение печати. Поручение об этом отражено в протоколе совещания у заместителя председателя Правительства РФ А.В. Дворковича от 7.08.2013 г.
На заседании выступили многие представители издательских домов, и большинство говорили о почте. Высказывались слова благодарности и критические замечания. Отмечалась системообразующая роль в сегменте распространения печатной продукции ФГУП «Почта России», без реформирования которого институт подписки может быть разрушен. Говорилось о неудовлетворительном качестве доставки, о необходимости пропаганды услуги подписки, о мотивации почтальонов и операторов, о состоянии почтовых ящиков, о выделении бюджетных средств, о поощрении развития розницы на почте, как иллюстрации подписки и т.д.
Конкретные предложения в адрес почты, прозвучали от представителя ОАО «Агентство «Роспечать» Н.М. Поляковой: размещать рекламу о подписке в ОПС на безвозмездной основе; возродить издание тематических каталогов; установить единую цену доставки по всей России с последующими централизованными расчетами с УФПС. Впрочем, эти вопросы далеко не новы.
Очень много внимания было уделено адресной системе распространения печати, неоднократно высказывалось предложение об установлении на бандероли с печатными изданиями специального тарифа, отличного от тарифа на пересылку заказных отправлений. В призывах развивать адресную систему распространения в противовес «устаревшей» карточной явно просматривалась и коммерческая заинтересованность издателей в получении адресов подписчиков для дальнейшей индивидуальной работы с ними. Видимо, этим же обусловлено и желание узаконить в абонементе ф. СП-1 место для указания адреса электронной почты подписчика, высказанное одним из подписных агентств.
Итак, опять речь шла об увеличении государственных средств на поддержку подписки (в то время как ожидается секвестр уже существующего бюджета страны), снова высказывались претензии к почте, давались указания, что она должна делать…
В этой связи было любопытно послушать самих почтовиков.
Заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.В. Галактионова попыталась доказать издательскому сообществу, что новая команда предпринимает усилия по нормализации деятельности предприятия. По ее мнению, уже заметны положительные результаты, улучшается качество, но ситуация остается сложной. Почта давно уже перестала быть лидером на большинстве рынков, в частности, ее доля на рынке посылок составляет 47 %, а экспресс-услуг – 5 %. Резко сокращается доля финансовых услуг, треть отделений почтовой связи – убыточна, число сверхнормативных ОПС составляет 11 тыс. Существуют проблемы с логистикой, а также кадрами, обусловленная низкой зарплатой. В целом же, как было сказано, Почта России отстает от передовых почтовых организаций на 10 – 15 лет. И задача новой команды состоит в том, чтобы сделать невозможное: за 3 – 5 лет преодолеть негативные явления. Ориентиром для Почты России является, как отметила И.В. Галактионова, Почта Германии, которая успешно прошла все этапы реформирования. Правда, ей для этого потребовалось около 20 лет.
Что предполагается сделать? На сегодня заканчивается подготовка стратегии развития, которая будет направлена в Минкомсвязи, а затем представлена на утверждение в Правительство РФ, ориентировочно в октябре – ноябре т.г. Никакие положения будущей стратегии заместитель генерального директора предприятия не озвучила, ссылаясь на конфиденциальность документа.
Следующим шагом станет принятие Закона «О почтовой связи» (предположительно, март – апрель 2014 г.), после чего будет осуществлена трансформация Почты России и создание эффективной кампании. Параллельно будет проводиться поиск новых направлений бизнеса, где почта сможет зарабатывать.
Таков план действий на ближайшую перспективу новой команды предприятия.
Касаясь вопросов подписки, И.В. Галактионова отметила существенную долю Почты России на рынке печатных изданий (66 % подписных тиражей оформляется на почте), а также недостаточность государственных дотаций, покрывающих расходы на доставку печати сегодня всего на 53 %. Она сообщила присутствующим о новых мероприятиях по продвижению подписки, которые проводит предприятие, в частности: оформление подписки на вокзалах и в торговых центрах; привязка услуги к Почтовой карте, которую предприятие активно продвигает; стимулирующие выплаты почтальонам. Было подчеркнуто, что подписка на периодические издания входит в Топ-5 услуг предприятия.
Пообещала И.В. Галактионова участникам заседания не пересматривать в ближайшее время почтовые тарифы, поскольку сегодня у почты, как она заявила, есть много других возможностей повысить эффективность работы предприятия. Это и портфель услуг, предоставляемых по нерегулируемым тарифам, и более эффективное управление предприятием, и оптимизация структуры в центре и регионах, а также другие направления, где можно зарабатывать деньги.
Тем, кто давно интересуется вопросами подписки, из вышеизложенного видно, что проблемы вот уже на протяжении как минимум десятилетия не видоизменяются.
О том, что сами издатели предпринимают для развития института подписки и роста подписных тиражей, на мероприятии было сказано немного.
Одной из новаций уже в течение ряда лет является издание ООО «МАП» подписных каталогов с конечной ценой для каждого региона. Несмотря на всеобщее мнение о пагубном влиянии развития Интернета на подписные тиражи, опыт МАП показывает, что именно через Сеть можно продвигать услугу (посредством открытой им электронной площадки «Выпиши.ру»). ИД «Собеседник» проводит акцию «Кто, если не я?», в ходе которой осуществляется поиск спонсоров для дальнейшего оформления подписки конкретным детским домам. Опыт благотворительной подписки на детские издания имеет и ИД «Фома» посредством собственного сайта, на котором любой посетитель может оформить подписку для детских домов, многодетных семей или малоимущих.
Дополнительная информация о новациях в период очередной подписной кампании, начавшейся 1 сентября, была размещена на сайте АРПП.
Согласно ей, подписные агентства приготовили новые предложения, способные удовлетворить все многообразие читательских запросов. Познакомиться с ассортиментом подписных изданий, узнать об акциях и конкурсах, организуемых подписными агентствами, можно в любом почтовом отделении. В специальном Уголке подписчика обязательно представлены рекламная информация и три подписных каталога. Это Каталог российской прессы «Почта России», Каталог агентства «Роспечать» и Объединенный каталог «Пресса России». Кроме того, с 8 по 18 октября 2013 г. Почта России совместно с издателями и подписными агентствами проведет декаду подписки, во время которой для всех желающих можно будет оформить подписку по сниженным ценам.
В подписную кампанию на первое полугодие 2014 г. Межрегиональное агентство подписки выпустило специальный мини-каталог «Подписка в каждый дом». В него вошли популярные издания из основного каталога «Почта России».
1 сентября стартовал конкурс для подписчиков печатной версии Каталога российской прессы «Почта России» - «Подписка для дома, для семьи». Каждый подписчик, оформивший подписку по каталогу на сумму не менее 2 тыс. руб., становится участником специального конкурса. Его победителями станут 15 человек, подписавшихся, по сравнению с остальными участниками, на наибольшую сумму.
Каталог «Пресса России» интересен тем, что он создается общими усилиями крупнейших издательских домов: ЗАО «Агентство подписки и розницы», ЗАО «Аргументы и факты», ОАО «Агентство по распространению зарубежных изданий», ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», ЗАО «Полиграфический комплекс «Экстра М» и ООО «Агентство «Книга-Сервис». Кроме бумажных версий подписных изданий каталог предлагает подписчикам возможность выписать их электронные версии.
Начиная с текущей подписной кампании издатели подписных каталогов указывают информацию о возрастных ограничениях изданий. В дальнейшем эта практика будет продолжена.
Общеизвестно, что Россия – страна почтовой подписки. И как видно даже из приведенной информации АРПП, Почта России всегда принимает участие в акциях издательств и подписных агентств, а также сама проводит немало мероприятий по привлечению подписчиков и, в конечном счете, - сохранению института подписки. Наверное, этих усилий явно недостаточно.
Что касается прошедшего в сентябре заседания Альянса в поддержку института подписки на газеты и журналы, то его можно расценить, как еще одну попытку обменяться мнениями, обсудить ситуацию с целью выработки в дальнейшем конкретных предложений, которых давно ждут и участники рынка, и в Правительстве РФ.
В.В. ГОГОЛЕВА
Источник: Журнал "Почтовая связь. Техника и технологии" №10 октябрь 2013