Sanoma обсуждает с потенциальными покупателями возможность продажи российских активов, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к участникам переговоров. Финская медиагруппа может продать свои доли в активах издательского дома Sanoma Independent Media (SIM), говорят они. Гендиректор SIM Жан-Эммануэль де Витт отказался сказать, правда ли это; по его словам, это вопрос к акционерам. Представитель Sanoma напомнил, что компания планирует сегодня, в четверг, во время объявления финансовых результатов за три квартала рассказать о будущем своих активов, а до этого момента ему сообщить нечего.
Sanoma владеет газетами, журналами, радиостанциями, телекомпаниями в 20 странах Европы. После того как компания в апреле 2011 г. купила за 1,23 млрд евро телевизионный бизнес в Бельгии и Голландии, ее чистый долг почти удвоился — с 878 млн евро в 2010 г. до 1,6 млрд евро в 2011 г. (при выручке в 2,8 млрд евро и 2,4 млрд евро соответственно).
В этом году компания несколько раз снижала прогноз по доходам и рентабельности. Во II квартале выручка снизилась на 8,5% до 591 млн евро. Гендиректор Sanoma Харри-Пекка Кауконен объяснил падение плохим состоянием рекламных рынков Европы и добавил, что шансы на улучшение ситуации во второй половине года очень невелики. Он заявил, кто Sanoma внимательно переоценит все свои активы: «Нам необходимо сделать выбор, чтобы быть как можно более конкурентоспособными на ключевых рынках, чтобы сохранить фокус на нашей стратегии». Комментируя результаты Sanoma, аналитик брокерской компании FIM Мона Граненфелт заявила Reuters, что компании необходимо срезать расходы, избавиться от части журналов, продать российские активы и больше заниматься развитием в интернете. Аналитик Inderes Саули Вилен согласился, что Sanoma необходимо распродать часть активов. За последние два года Sanoma избавилась от таких непрофильных бизнесов, как сети киосков печати и кинотеатров, книжных магазинов, книжные издательства и хоккейная команда. Этим летом она продала свои журналы в Болгарии и Румынии. В 2012 г. ее чистый долг составил 1,24 млрд евро при выручке 2,4 млрд евро.
SIM — один из крупнейших издательских домов в России. Он был основан Дерком Сауером в 1992 г., Sanoma выкупила его в 2005 г. почти за 150 млн евро. Sanoma не раскрывает выручку SIM отдельно, только вместе с другими своими компаниями в Восточной и Центральной Европе. В прошлом году выручка этого подразделения снизилась на 6,4% до 199,5 млн евро, указано в отчетности Sanoma. За первую половину этого года — на 10%. Правда, де Витт говорит, что доходы компании в прошлом году и в первом полугодии этого снизились «незначительно», исключительно из-за запрета рекламы алкоголя.
SIM операционно действует как единое целое, но состоит из нескольких юридических лиц. Крупнейшее из них по выручке — «Фэшн пресс», издает журналы Cosmopolitan, Esquire, Harper’s Bazaar и др. Sanoma владеет «Фэшн пресс» пополам с американским Hearst. «Юнайтед пресс» издает Men’s Health, Woman’s Health, National Geographic и др. Она полностью принадлежит Sanoma. Совместно с итальянской Mondadori финская компания издает журнал Grazia, а вместе с Dow Jones (учредитель The Wall Street Journal) и FT Group (учредитель Financial Times) — газету «Ведомости» (юридическое лицо — ЗАО «Бизнес ньюс медиа», в равных долях принадлежит перечисленным собственникам).
Источники «Ведомостей» называют главным претендентом на покупку SIM компанию Hearst. В России Hearst владеет половиной еще одного крупного издательского дома — Hearst Shkulev Media (журналы Elle, Maxim и др.). Президент и совладелец Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев отказался отвечать на вопрос об участии Hearst в переговорах о покупке SIM.
По словам одного из собеседников «Ведомостей», заинтересовалась российским бизнесом Sanoma и немецкая Bauer. Эта компания издает в России такие журналы, как Joy, «Планета женщин», «Тайны звезд».
Представители FT Group, Dow Jones, Hearst и Bauer не ответили на запросы «Ведомостей».
Ксения Болецкая
Источник: Vedomosti.ru