В начале октября Роскомнадзор сообщил, что попросил суд аннулировать свидетельство о регистрации ИА «Росбалт» из-за нецензурной брани в его материалах. Надзорное ведомство утверждает, что ранее направляло редакции «Росбалта» предупреждения по этому поводу.
Мировой судебный участок номер 198 Москвы 25 октября назначил информагентству два штрафа по 10 тысяч рублей по статье 13.21 КоАП РФ за два размещенных на сайте видеоролика, в которых эксперт-филолог обнаружил нецензурную лексику.
На решение Мосгорсуда «Росбалт» намерен подать апелляционную жалобу.
Ранее глава Совета по правам человека Михаил Федотов обратился к главе Роскомнадзора Александру Жарову с просьбой пересмотреть вопрос судебного преследования «Росбалта». Он отметил, что «распространение материалов, содержащих нецензурную брань», может быть основанием для прекращения деятельности СМИ, но не иска о признании недействительным свидетельства о его регистрации. В обращении также говорилось, что закон о СМИ «освобождает редакцию СМИ от ответственности за воспроизведение материалов, распространенных другим средством массовой информации, как это имеет место в данном случае».
В конце прошлой недели с аналогичным обращением к Жарову выступил председатель комиссии Общественной палаты по поддержке СМИ, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. Он просил отозвать иск, назвав подобные меры «чрезмерными». Гусев подчеркнул, что «закрытие одного из самых цитируемых информационных агентств Санкт-Петербурга негативно отразится на всем медийном поле и на уровне свободы слова страны».
«Этот эпизод может стать очень опасным прецедентом для дальнейшего развития СМИ»
Генеральный директор «Росбалта» Лариса Афонина (4 октября): «Ни один из информационных или аналитических материалов, подготовленных агентством, не содержал нецензурной брани».
Председатель Союза журналистов Москвы, член ОП РФ, главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев (31 октября): «Произошел крайне печальный для средств массовой информации эпизод, и он может стать очень опасным прецедентом для дальнейшего развития СМИ. Я думаю, что применение столь жесткой санкции, прежде всего, делает это прецедентом, чтобы создать эту ситуацию, а дальше она будет применяться в самых разных случаях».
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов (31 октября): «Я крайне озабочен этим решением. При всем моем уважении к судебным решениям в данном случае, боюсь, я не смогу с ним согласиться. Я убежден, что оно будет обжаловано и убежден, что будет отменено. Сама поправка в статью 4 закона “О СМИ” сомнительна с точки зрения разделения различных видов ответственности. Потому что в статье 4 говорится об уголовных преступлениях и тут же нецензурная брань, а нецензурная брань — это административное правонарушение. Не может быть одно и то же наказание за пропаганду терроризма и за нецензурную брань. Поэтому нужно подумать над тем, как нам разнообразить меры воздействия, тем более, что в отношении нецензурной брани уже есть административная ответственность, она предусмотрена Кодексом административных правонарушений. А два раза наказывать за одно и то же — это противоречит Конституции».
Член президентского Совета по правам человека, тележурналист Николай Сванидзе (31 октября): «Я считаю, что это неправильно абсолютно. Это сужает, в принципе, сферу свободы средств массовой информации, вовсе не способствует повышению нравственности в обществе, а надевает такой жесткий панцирь на СМИ. Это не способствует ни улучшению и очищению атмосферы в обществе, ни улучшению репутации нашей страны».
Что представляет собой «Росбалт»
На сайте «Росбалта» сообщается, что «информационное агентство — федеральное информационно-аналитическое агентство с главными офисами в Москве и Санкт-Петербурге, представительствами в России и странах ближнего зарубежья. (…) Сайт “Росбалт” является одним из крупнейших информационных ресурсов России и входит в пятерку самых цитируемых ресурсов в Интернете. Посещаемость ресурса в месяц составляет 5 000 000 уникальных посетителей, 20 000 000 прочтений. Цитируемость (ТИЦ) — 13 000».
Руководителем проекта является Наталия Черкесова, супруга Виктора Черкесова, депутата Госдумы от КПРФ, бывшего руководителя Рособоронпоставки, директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (2003-2008), полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (2000-2003), первого заместителя директора ФСБ (1998-2000), начальника управления ФСБ по Санкт-Петербургу (1992-1998).
Источник: РАПСИ