Эксперты: Закат печатной индустрии связан с крахом системы распространения прессы

Согласно данным Международной организации издателей и распространителей печатных СМИ Distripress, около 2,5 млрд человек во всем мире по-прежнему регулярно читают периодику. Это больше совокупной аудитории интернета, которая составляет 2,2 млрд пользователей.

Несмотря на существенный прирост аудитории цифровых СМИ, доходы новых медиа на российском рынке до сих пор незначительны. У большинства СМИ в России экономика традиционная: 30-40% дает реклама в печатных версиях, столько же — розница, около 20% — подписка, остальное — интернет. Рекламные доходы на данный момент стабильны — около 50 млрд рублей в год на печатном рынке. Однако существует проблема с продажей продукции в розницу.

"Со всеми ограничениями и отсутствием налоговых льгот этот бизнес стал совсем неинтересен. При этом за рубежом делают все, чтобы развить сеть распространителей прессы. Во Франции прямые субсидии на каждый киоск печати составляют 4 тысячи евро в год, в Чехии печатным ларькам разрешают торговать крепким алкоголем, в Польше — лекарствами, в Италии — табаком. Даже в бедной Албании для печатных ларьков установили нулевой НДС", — отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.

Общее число киосков по продаже газет и журналов за последние пять лет, по словам Оськина, уменьшилось с 42 тысяч до 31. При этом через их сеть все еще реализуется до 80% прессы. В результате сокращения в среднем по России на 5 тысяч жителей приходится по одному ларьку. В Евросоюзе, например, за основу принят показатель один киоск на 1 тысячу человек (в Чехии, Польше и Германии на одну торговую точку приходится 400, 650 и 700 человек соответственно), передает "Коммерсантъ".

Осенью 2013 года в Санкт-Петербурге была утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую не вошло около трети всех газетных киосков. Закрыли по 61 ларьку "Роспечати" и "Союзпечати" (27% и 37% общего числа соответственно), а из 40 торговых точек компании "Пресса" оставили одну.

"Как ни удивительно, закат печатной индустрии связан действительно не с интернетом, а с крахом системы дистрибуции. Процесс уже начался. Причем проблемы есть и у подписки, и у розницы", — рассказывает медиаэксперт и автор книги "Когда умрут газеты" Андрей Мирошниченко. Начиная с 2007-го года, ежегодно общие тиражи газет и журналов снижаются в среднем на 7%.

"Показатели по тиражам не главное. Россияне по-прежнему готовы покупать и читать периодику, и мы могли бы увеличивать тиражи ежегодно. Но не можем это делать из-за отсутствия работающей сети распространения", — утверждает Дмитрий Бирюков, президент издательства "Семь дней".

Источник: Lenizdat.ru