Несмотря на существенный прирост аудитории цифровых СМИ, доходы новых медиа на российском рынке до сих пор незначительны. У большинства СМИ в России экономика традиционная: 30-40% дает реклама в печатных версиях, столько же — розница, около 20% — подписка, остальное — интернет. Рекламные доходы на данный момент стабильны — около 50 млрд рублей в год на печатном рынке. Однако существует проблема с продажей продукции в розницу.
"Со всеми ограничениями и отсутствием налоговых льгот этот бизнес стал совсем неинтересен. При этом за рубежом делают все, чтобы развить сеть распространителей прессы. Во Франции прямые субсидии на каждый киоск печати составляют 4 тысячи евро в год, в Чехии печатным ларькам разрешают торговать крепким алкоголем, в Польше — лекарствами, в Италии — табаком. Даже в бедной Албании для печатных ларьков установили нулевой НДС", — отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин.
Общее число киосков по продаже газет и журналов за последние пять лет, по словам Оськина, уменьшилось с 42 тысяч до 31. При этом через их сеть все еще реализуется до 80% прессы. В результате сокращения в среднем по России на 5 тысяч жителей приходится по одному ларьку. В Евросоюзе, например, за основу принят показатель один киоск на 1 тысячу человек (в Чехии, Польше и Германии на одну торговую точку приходится 400, 650 и 700 человек соответственно), передает "Коммерсантъ".
Осенью 2013 года в Санкт-Петербурге была утверждена новая схема размещения нестационарных торговых объектов, в которую не вошло около трети всех газетных киосков. Закрыли по 61 ларьку "Роспечати" и "Союзпечати" (27% и 37% общего числа соответственно), а из 40 торговых точек компании "Пресса" оставили одну.
"Как ни удивительно, закат печатной индустрии связан действительно не с интернетом, а с крахом системы дистрибуции. Процесс уже начался. Причем проблемы есть и у подписки, и у розницы", — рассказывает медиаэксперт и автор книги "Когда умрут газеты" Андрей Мирошниченко. Начиная с 2007-го года, ежегодно общие тиражи газет и журналов снижаются в среднем на 7%.
"Показатели по тиражам не главное. Россияне по-прежнему готовы покупать и читать периодику, и мы могли бы увеличивать тиражи ежегодно. Но не можем это делать из-за отсутствия работающей сети распространения", — утверждает Дмитрий Бирюков, президент издательства "Семь дней".
Источник: Lenizdat.ru