В совещании приняли участие: Абросимов А.Н., корпоративный директор по распространению ООО «Хёрст Шкулёв Медиа», Бережной О.А., генеральный директор ООО «ГК «КАРДОС», Дейкин В.Б., директор департамента PR ЗАО «Консалт-Центр», Зинатуллин В.Б., руководитель московского сектора АРПП, Кошман А.Л., директор по распространению ЗАО «Издательство Семь Дней», Мартынов Д.В., президент АРПП, Морулёв В.П., генеральный директор ЗАО «Центропечать», Оськин А.В., председатель правления АРПП, Паршкова Т.В., генеральный директор ООО РитейлМедиаГрупп», Терекбаев Р.Т., генеральный директор ОАО Агентство «Роспечать», Федорович Е.Г., директор по распространению ЗАО «Издательский дом «Комсомольская правда», Цыганов С.В., исполнительный директор ЗАО «Собеседник», Черешкина Е.Д., исполнительный директор НП "Союз Издателей", Шадрин И.А., заместитель генерального директора ЗАО «Коммерсантъ-Пресс», вице-президент АРПП, Шалыгина Т.В., исполнительный директор ИД Sanoma Independent Media, вице-президент ГИПП.
Открывая совещание, Оськин А.В. отметил, что развитие ситуации вокруг планов столичного правительства по замене киосков прессы в Москве через проведение аукционов и с привлечением рекламных агентств вызывает вполне обоснованную тревогу у распространителей печатной продукции. Реализация предложенной Департаментом СМИ и рекламы города Москвы концепции, предусматривающей введение права собственности на киоски и заключение договоров на аренду земли для рекламных компаний, представляет реальную угрозу существованию рынка печатных СМИ столицы. Еще летом этого года речь шла о замене киосков прессы за счет рекламных агентств и передаче новых торговых объектов распространителям на безвозмездной основе, а уже в октябре дистрибуторам было предложено отказаться от прав собственности на киоски и арендовать у рекламных агентств торговые объекты для продажи в них печатной продукции. Главная проблема заключается в фактическом изъятии собственности у распространителей, которые получат лишь право торговать прессой в чужом объекте. Оськин А.В. проинформировал собравшихся о том, что Департамент СМИ и рекламы до настоящего времени продолжает рассматривать коллективное письмо издателей и распространителей, в котором были изложены альтернативные варианты решения задачи по замене киосков прессы на новые.
В ходе обсуждения ситуации вокруг киосков прессы участники рабочей встречи отмечали, что в позиции Департамента СМИ и рекламы, изложенной на совещании 14 октября с.г., отсутствуют глубоко проработанные юридическая и экономическая составляющие. Если сегодня есть один хозяйствующий субъект – владелец торгового объекта и одновременно распространитель прессы, то по новой концепции предполагаются уже два хозяйствующих субъекта, один из которых является собственником киоска, а второй торгует в нем печатной продукцией. Причем дистрибутор подписывает с владельцем киоска договор уже после того как тот выиграет аукцион. По мнению выступающих, в этом случае предусмотренные концепцией обременения становятся ничтожными. Что касается экономики, то расчеты показывают, что владелец киоска за 10 лет не окупит расходы на его приобретение и эксплуатацию за счет арендной платы от распространителя и доходы от размещения рекламы. В этой связи собственник будет неизбежно изыскивать способы увеличения доходности, в т.ч. за счет увеличения арендной платы с распространителей.
В этой связи Оськин А.В. напомнил, что нынешний вице-мэр А.Н.Горбенко еще несколько лет назад выступал против аукционов на киоски прессы, поскольку всё, что распространитель потратит на аукцион, он потом вложит в цену на печатную продукцию. Участники совещания также отметили, что Департамент торговли и услуг не поддерживает аукционы и что нужно предложить городу другую схему замены киосков, например, через конкурсы.
В ходе совещания высказывалась и поддержка предложенной Департаментом СМИ и рекламы концепции, и мнение о том, что некоторые опасения мэрии в части способности распространителей самостоятельно заменить киоски прессы на модели нового образца могут быть обоснованны. В этой связи очень важно проработать все экономические и юридические аспекты этого проекта, с тем чтобы были соблюдены интересы как распространителей и издателей, так и города.
Мартынов Д.В. отметил, что до июня этого года распространителям все было понятно, многие из них стали заменять киоски на модели нового образца, утвержденные Москомархитектуры двумя годами ранее. Но теперь ситуация поменялась, всем предложено переходить на киоски французского образца и идти на аукционы, после чего распространители остановили программы по замене киосков. Между тем, еще не было случаев проведения аукционов, удачных для распространителей. Примером может служить аукцион на киоски печати в Санкт-Петербурге, на котором дистрибутор прессы победил, заплатив в восемь раз больше по сравнению со стартовой ценой, и теперь вряд ли сможет вернуть вложенные средства. Мартынов Д.В. подчеркнул также, что крупные владельцы киосковых сетей прессы в Москве, владеющие 85,6% розничных торговых объектов, реализующих печатную продукцию, способны самостоятельно поменять свои киоски на новые модели при условии, что им дадут право аренды на 10 лет и возможность размещать на киосках рекламу.
Оськин А.В. обобщил мнения, высказанные в ходе дискуссии. И издатели, и распространители хотят сохранить систему розничного распространения прессы в Москве. Аукционы, через которые должно пройти обновление киосков – разрушительны для этой системы, поскольку приведут к переделу собственности и приходу на рынок распространения прессы игроков, не заинтересованных в его развитии. Победители аукционов могут уничтожить нашу отрасль и резко сократить продаваемые тиражи газет и журналов в столице. Распространители в состоянии сами, без привлечения посторонних инвесторов провести замену существующих киосков и установку новых торговых объектов прессы, но при определенных условиях: договор на аренду земли должен заключаться на 10 лет, распространители должны получать право размещения рекламы на киосках, а разрешенный перечень реализуемых в киосках прессы сопутствующих товаров и услуг должен быть значительно расширен для покрытия затрат на установку киосков новой модели.
На совещании было решено подготовить обращение в Департамент СМИ и рекламы города Москвы, в котором сформулировать аргументированную, согласованную между распространителями и издателями прессы позицию в отношении предложенной городскими властями новой концепции замены киосков и предложить свою, юридически и экономически обоснованную модель обновления и дальнейшего функционирования киосковых сетей столицы в интересах города, издателей и дистрибуторов печатной продукции.
Пресс-служба АРПП
Дмитрий Мартынов, президент АРПП
Оськин А.В., председатель правления АРПП
Екатерина Черешкина, исполнительный директор НП "Союз Издателей"
Анна Кошман, директор службы распространения ИД "Семь дней"
Олег Бережной,генеральный директор ГК "Кардос"
Татьяна Шалыгина, исполнительный директор ИД Sanoma Independent Media, вице-президент ГИПП
Сергей Цыганов, исполнительный директор ЗАО «Собеседник»