В среднем не корректировались розничные цены в сторону повышения примерно на 20% изданий. Причем, среди них оказались как глянцевые журналы (например, Allure, Elle mini, Marie Claire, Forbes, PROСпорт, «Афиша.Мир», «Рыбалка на Руси» и др.), так и деловые издания («Ведомости», «Итоги», «Коммерсант.Деньги», «Российская газета, «Независимая газета» и пр.). Отметим, что лишь около 15% проанализированной периодической печати подорожали на уровне рынка, то есть на 3%. Их основу составили автомобильные («Автомир.Тестдрайв», «Клаксон», «Мото») и узкоспециализированные (нишевые) издания таких, например, тематических групп как кулинария, интерьер, музыка и т.д.
Если говорить о тех журналах и газетах, стоимость которых выросла наиболее сильно (от 10 до 30%), то следует сказать, что такая категория как женские журналы представлена в этом списке наиболее полно. Известные бренды Cosmopolitan, Grazia, «Даша», «Лиза.Добрые советы» и «Домашний очаг» не стали исключением. Значительный рост – более чем на 25% показала группа комиксов («Инок», «Бесбой», «Майор Гром»), относительно молодого проекта для российского рынка.
Что касается сравнения сегодняшних цен на прессу с данными 3-го квартала прошлого 2012 года, то лидерами по данному показателю можно назвать следующие издания: TotalFootbal в сегменте спортивных журналов с 54% приростом стоимости, SpeedInfo – среди развлекательной периодики (+44%), «Трансформеры» – в детском сегменте (+37%) и «Коммерческие авто» – в автомобильном (+34%).
Важно отметить, что не изменилась тенденция, прослеживавшаяся в течение первого полугодия 2013 года – дистрибьюторы чаще всего меняли ценники именно тогда, когда росла издательская цена.
При сравнении интенсивности роста цен в различных сегментах рынка распространения периодической печати, выяснилось, что в течение 3 квартала с.г. цены на газеты и журналы росли, прежде всего, на лотках, у «ручников» и в минимаркетах прессы, где их прирост составил примерно 5%. Супермаркеты, для которых пресса является далеко не самой основной, но одной из важных составляющих ассортимента, подняли цены умеренно – на 2%. Наименьшее изменение зафиксировано в киосковых сетях – их посетители могли в конце лета – начале осени приобрести свои любимые издания приблизительно по тем же ценам, что и в апреле-мае. То есть, периодика подорожала в киосках в среднем на 1%.
В результате мониторинга цен розничного распространения печатной продукции было также выявлено, что:
- В среднем по рынку стали дороже телегиды. Но если «Теленеделя» выросла в цене лищь на 3%, а «МК бульвар» на 5%, то стоимость «Антенны А4-Телесемь» и «Телепрограммы» повысилась на 10%. А вот те издания, которые подорожали еще в 1-м или 2-м кварталах, в этот раз свой ценник не меняли («Семь дней», «ТВ-Парк»).
- Снижение спроса на журналы таких тематических групп как «архитектура» и «интерьер» привело к логичному снижению ассортимента этих изданий в некоторых точках продаж. В ответ на это издатели и распространители постарались повысить их привлекательность посредством уменьшения цен, которые в среднем снизились на 5%. А некоторые журналы этих категорий и вовсе продавались дешевле на 15-20%.
- Издания о жизни «звезд» в киосковых сетях можно было приобрести в этом квартале дешевле на 3-5%, чем в прошлом. Из этой тенденции выделились 2 журнала: «Тайны звезд» и «Только звезды», которые выросли в цене во всех форматах торговли прессой.
- Снова начала расти цена на патворки. Несмотря на выход многих новых коллекций, например, таких как «Кухонные ножи», «Швейцарские часы», в среднем старые патворки («Монеты и банкноты», «Куклы в народных костюмах» и др.) подорожали на 8-9%.
Что касается прогнозов относительно изменения цен на прессу в 4-м квартале 2013 года, то следует отметить, что рынок ждет умеренный рост цен, не превышающий размер инфляционных ожиданий. Вероятно, он достигнет уровня общей инфляции по стране (прогнозное значение – 6-7%).
Экспертная группа АРПП