Журналист по профстандарту: с чувством юмора и кадра

8 ноября завершатся общественные обсуждения профессиональных стандартов для сотрудников СМИ. Объемные  документы, разработанные Академией народного хозяйства,  предусматривают квалификационные требования к представителям журналисткой профессии. Однако едва ли эта трудоемкая работа принесет  какую-либо пользу.

В мае 2012 года президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Министерство труда и социальной защиты должно разработать около 800 так называемых профессиональных стандартов. Это список требований к трудовой деятельности специалиста, которыми работодатель может руководствоваться при отборе сотрудников, их переаттестации или оценке работы.

"Может" – ключевое слово, которое означает, что документы Минтруда носят скорее рекомендательный, чем обязательный характер. Профессиональные стандарты должны заменить устаревшие "Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих" и "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих". На данный момент утверждены первые три стандарта – педагога, специалиста по патентоведению и социального работника.

Проекты в сфере средств массовой информации - стандарты работы для редактора СМИ, телеведущего, корреспондента, специалиста по производству продукции сетевых изданий и телеоператора были подготовлены Российской академией народного хозяйства и государственной службы и опубликованы на портале ведомства еще 25 октября. В пятницу, 8 ноября, заканчивается срок их общественного обсуждения.

Разработанные профессиональные стандарты представляют собой документы объемом по 15-16 страниц с подробным перечислением трудовых навыков, необходимых знаний и умений, а также "других характеристик" сотрудника, которые работодатель должен принимать во внимание.

Корочки предъяви

Одним из основных пунктов в списке является образование и стаж работы. Так, например, редакторы средств массовой информации должны иметь дипломы по специальности "издательское дело и редактирование". Другие специалисты – ведущие на телеканалах или корреспонденты, перед тем, как приступить к работе, должны получить специальное образование на факультетах журналистики.

К этому тезису ряд представителей медийной отрасли отнеслись довольно скептично. Руководитель информационного вещания телеканала "100ТВ" Андрей Радин уверен – лучшие журналисты никогда не учились профессии в стенах вузов.

"Самые выдающиеся журналисты, по моему мнению, не заканчивали факультетов журналистики. Они заканчивали все, что угодно: геофаки, филфаки, технические вузы, были переводчиками, – отметил Радин в разговоре с Лениздат.Ру. – Из многих актеров получились талантливые ведущие. Но они никак не заканчивали журфак. Если у человека есть талант и способности, такие рекомендации будут лишними".

С журналистом согласен и шеф-редактор "Санкт-Петербургских Ведомостей" Дмитрий Шерих. "Мы прекрасно знаем, что среди известных журналистов и телеведущих, и колумнистов, и редакторов масса людей, которые никаких журналистских вузов не заканчивали, приходили из других профессий", – пояснил свою позицию Шерих. Редактор отметил, что лучше задаться вопросом, для чего российские журфаки каждый год выпускают множество людей, "не способных вообще ни к какой журналистской работе". 

Чувство юмора и кадра

Многостраничные проекты профессиональных стандартов в сфере СМИ полны самых общих выражений. Например, от телеведущего требуются уметь "обеспечивать достоверность фактических данных", писать сценарий, кратко излагать важные документы, создавать программы в качестве редактора. Одно из необходимых умений телеведущего – "завоевать доверие телезрителей". Помимо того, профессионал должен "видеть пространственное целое телеэфира", телеведущий должен "чувством юмора" и приятным тембром голоса, а также воображением и творческим подходом.

Другие требования предъявляются к профессиональным стандартам "специалиста по производству продукции сетевых изданий и информационных агентств". В эту категорию разработчики включили должности ответственного секретаря, выпускающего редактора, директора и менеджера по производству.

Дизайнер, включенный в этот список, должен, к примеру, "отслеживать и творчески преломлять в своих решениях модные тенденции в области веб-дизайна". Кроме того, обязан такой специалист изучать и использовать в своей работе опыт конкурентов.

Подобные же обтекаемые характеристики содержатся и в проекте профессиональных стандартов телеоператоров. "Грамотно показать настроение и атмосферу события", "почувствовать смысловое и пластическое содержание эпизода", "приостановить кадр в нужный момент, делая необходимые акценты" – вряд ли это тот список, с которым будет сверяться работодатель при собеседовании с потенциальным работником.

"Существует масса всяких рекомендательных документов, составленных в разные годы разными организациями и разными органами, которые теоретически работодатели могут применять, – говорит генеральный директор петербургского бюро НТВ Петр Годлевский. – Но в подавляющем большинстве СМИ работодатель смотрит в период испытательного срока, подходит ему человек или нет".

Аналогичного мнения придерживается и шеф-редактор "Санкт-Петербургских Ведомостей" Дмитрий Шерих: "Как-то регламентировать это бесполезно: каждая редакция, издательский дом или другая организационная структура внутри себя вырабатывает определенные требования, нормы и правила".

Профстандарты ? "Не, не слышал"

Министерство труда с гордостью подчеркивает, что разработка профессиональных стандартов ведется при активном участии представителей профессии. Оценить это заявление в случае с педагогами, например, редакция Лениздат.Ру затрудняется. Однако практически все опрошенные порталом журналисты и редакторы даже не слышали об обсуждении профстандартов их собственной деятельности.

Отношение, которое превалирует к разработкам Минтруда, – безразличное. В лучшем случае, говорит Андрей Радин, эти профессиональные стандарты станут некими рекомендациями. "Конечно, чиновники могут занять себя каким-нибудь интересными придумками, тратить свое время на составление каких-то стандартов, но не думаю, что кто-то из работодателей этим воспользуется", – подводит неутешительный итог Петр Годлевский.

Несмотря на равнодушное отношение медийщиков к разработанным проектам, они все же могут оказать влияние на профессиональную среду. Так  профстандарты должны приниматься во внимание разработчиками образовательных программ по журналистским специальностям. Не исключено, что в скором времени редакции СМИ пополнятся телеведущими, которые способны "увидеть пространственное целое телеэфира" и верстальщиками,  которые будут "отслеживать и творчески преломлять модные тенденции в области веб-дизайна".

Анастасия Фролова

Источник: Lenizdat.ru