Неплохой аргумент в пользу жизнеспособности «бумаги». Одновременно надо иметь в виду, что за тот же период зарегистрировано всего 51 новое электронное периодическое издание, а общееих количество в России сократилось более чем на 500. У «цифры» тренд обратный, и пропорции меня лично радуют. Диапазон новых печатных изданий очень широкий как по содержанию, так и географически. Это и информационно-аналитические газеты, например, «Ленинградская губерния» в Ленинградской области, «Ладожские ведомости» в Карелии, «Серп и молот» в московском районе Лефортово или «Рассвет» в Самаре; рекламные издания – «Сибирский прогноз» (Новосибирск), «Капитал» (Липецк), «На волне» (г.Березники Пермского края); городские газеты - «Наш город Чусовой», «Наш Корсаков» (Сахалин), «Мой город Соликамск», «Город Белорецк» (Башкортостан); религиозные – «Православный календарь» (Нижний Новгород), «Верхневолжье православное» (Тверь); о вакансиях – «Вся работа» (Великий Новгород), «Работа для вас» (Казань); отраслевые и профессиональные – «Железнодорожник Поволжья» (Саратов), Байкальский психологический вестник», «Управдом – Вестник ЖКХ (Удмуртия); партийные – «Слово коммуниста» (Белгород), «ЛДПР на Кубани» и «ЯБЛОКО на Кубани». Появились новые газеты и журналы для детей и родителей, для дачников, любителей спорта, музыки, чтения, кулинарии, домашних животных, кроссвордов и т.д. и издаются они по всей России – от Камчатки до Калининграда.
Но на фоне открытия новых и закрытия сущесвующих СМИ есть некие глобальные события на нашем рынке, которые вызывают большой общественный резонанс и касаются закрытия крупных издательских проектов или ухода иностранных издателей с российского рынка. В этом ряду – новая ситуация вокруг активов Sanoma в России, о которой на днях писали многие деловые СМИ. В 2005 году Sanoma приобрела компанию Independent Media, работающую не только в России, но и в Украине, являющуюся лидером в издании глянцевых журналов и владеющую 33 процентной долей в газете «Ведомости». После кризиса 2008 года Sanoma, как известно, занялась реструктуризацией бизнеса, планируя более плотно заняться цифровыми проектами. Но в России подразделение Sanoma осталось газетно-журнальным, получить значительные «цифровые» доходы не получилось. В результате в третьем квартале 2013 года Sanoma снизила балансовую стоимость российских и восточноевропейских активов на 24,4 млн. евро, и если будет продавать Independent Media, о чем говорят, как о деле уже решенном, то по цене ниже той, по которой её приобрела.
Да, финны уходят, да, не справились с проблемами российского рынка СМИ; но замечу, что не справлялись уже давно. Финны долго размышляли и долго принимали решение, поэтому уход этого знаменитого издательского дома из России скорее явление оздоровительное. СМИ после них остаются неплохие, без хорошего хозяина и профессиональных топ-менеджеров - не останутся!
Между тем, эксперты медиарынка в Европе смотрят на будущее печатных СМИ вполне оптимистично. Как сообщалось на сайте Ассоциации австрийских газет и журналов (VOZ), во время медиасаммита в Мюнхене вице-президент этой организации Юген Русс заявил: «Газета в печатном виде даже более совершенна, чем любой браузер с новостной лентой! За четверть часа читатель получает идеальный обзор того, что в сегодняшнем мире происходит. Мы не можем говорить плохо о газете. Мы должны восхищаться тем, что газета может, и какой великолепный инструмент гражданского общества она собой представляет!». В то же время, вице-президент VOZ убежден, что «газеты должны измениться» и вспоминает ситуацию 60-х годов прошлого века, когда реклама товаров народного потребления перекочевала на телевидение, газеты сумели резко измениться и сосредоточиться на бизнесе объявлений. Теперь просто следует найти новый путь развития, потому что только за счет рекламы грамотная журналистика существовать не может.
Судя по всему, похожее отношение к печатным газетам и журналам и во Франции. Там крупнейшая в мире издательская группа Lagardère Active выставила на продажу половину своих французских журналов, и, как заявил главный управляющий компании Арно Лагардер в интервью газете Figaro, сразу получила два десятка серьезных предложений, из которых десять касаются всех изданий и исходят в основном от успешных предпринимателей, а другие десять – это предложения от других издателей.
Из всего вышесказанного хочу сделать два вывода. Первый. Газеты и журналы могут закрываться и открываться, и это естественный процесс на любом товарном рынке. Второй. Если издание или целый издательский дом выставляются на продажу и у них появляется не один покупатель, а несколько, то это говорит о привлекательности товара и его перспективности для бизнеса. Поэтому очевидно, что главный тренд у нашего рынка – отрасль развивается, идет вперед, но путь этот трудный и извилистый. И на этой непростой дороге «бумага» и «цифра» должны опираться друг на друга.
Источник: alexander-oskin.livejournal.com