Ни один город России не соответствует нормативам Минкомсвязи по числу киосков прессы

На прошедшем 12 ноября с.г. заседании круглого стола по теме «Распространение прессы в России и за рубежом: проблемы и тенденции», которое АРПП провела в рамках программы IX ежегодного профессионального форума «Publishing Expo 2013», директор департамента стратегического маркетинга ЗАО «Консалт-Центр» Т.В. Цыбина выступила с докладом «Положение на рынке газет и журналов в России в свете приказа Минкомсвязи о поддержке системы розничного распространения печатной продукции».

Всего в России, сообщила Т.В. Цыбина, насчитывается 68,3 тысячи объектов, в которых продаётся пресса. Из них:

- специализированных точек (категория А) - 30 тыс. (киоски и павильоны прессы) и 2,1 тыс. (магазины и минимаркеты прессы);

- неспециализированных точек (категория В) - 4,5 тыс. объектов, в которых присутствует пресса (сети FMCG  и АЗС), а также порядка 27 тысяч – почтовые отделения, торгующие газетами и журналами в розницу;

- специализированных вспомогательных объектов прессы (категория С) – 4,7 тыс. (стенд, лоток, вендинг).

Таким образом, 1 торговый объект прессы приходится в среднем на 2 100 жителей, а 1 киоск на 4 770 человек.

Указанные цифры, подчеркнула Т.В. Цыбина, сильно отличаются от тех, которые рекомендуются в приказе Минкомсвязи от 31.07.2013 г. за №197 о поддержке системы розничного распространения печатной продукции. В этом документе норматив объектов розничной торговли периодикой устанавливается в следующих показателях:

- в крупных городах – 1 киоск на 1500 жителей;

- в городах областного масштаба – 1 киоск на 2 500 жителей;

- в городах и населённых пунктах с численностью менее 50 тыс. населения – 1 киоск на 4000 жителей. 

Т.В Цыбина напомнила, что дислокацию киосков согласно приказу предлагается осуществлять в соответствии с рядом условий. В частности, их следует размещать в шаговой доступности  для большинства жителей района, равномерно в зоне жилой застройки рядом с ТЦ, рынками, административными зданиями, поликлиниками, культурно-досуговыми центрами, в зонах с высоким пассажиропотоком и т.д.  

Минкомсвязи в этом приказе рекомендует установить площадь киоска – до 12 кв.м. и до 50 кв.м. площадь павильона в зависимости от городских условий и спроса населения, а также экономической целесообразности. В ассортименте киоска 60 процентов должна составлять печатная продукция. При этом перечень сопутствующих товаров, как и в настоящее время, утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ. Предусматривается возможность предоставления платных услуг населению, рекламных услуг, установки холодильного оборудования для напитков и мороженного и т.д. 

В качестве одной из мер, направленных на поддержку розничных распространителей, можно отнести предлагаемые в приказе Минкомсвязи льготные ставки на аренду киосков прессы: 

- для городов-миллионников - не выше 30 руб. за кв. м. в месяц;

- для областных городов – не выше 20 руб. за кв.м. в месяц; 

- для городов и населенных пунктов с численностью менее 50 тыс. чел. – не выше 5 руб. за кв. м. в месяц.

В том же позитивном ключе оцениваются и другие предложения Минкомсвязи по аренде киосков:

- приоритет в проводимых конкурсах и аукционах  по выделению мест под киоски прессы предоставлять специализированным предприятиям прессы;

- срок аренды – не менее 5 лет с правом автоматической пролонгации; 

- предоставление компенсационных равноценных мест  в случае досрочного расторжения договора.

С особым интересом был встречен анализ  обеспеченности населения торговыми объектами прессы по всей территории России, который представила Т.В. Цыбина. 

По городам-миллионникам картина обеспеченности населения торговыми объектами прессы выглядит следующим образом: 

Город

Количество жителей

на 1 киоск

Количество жителей

на 1 торговый объект прессы

Челябинск

1500

1 350

Екатеринбург

2000

1700

Воронеж

2200

1650

Красноярск

2300

1700

Москва

2800

1980

Ростов-на-Дону

2800

2200

Волгоград

2900

2150

Казань

3200

2500

Н.Новгород

3600

2600

Пермь

3700

2600

Новосибирск

3900

2900

Санкт-Петербург

4100

1800

Самара

4300

3000

Омск

4900

3000

Уфа

4900

2800

  

Вывод очевиден, заметила Т.В. Цыбина, из 15 городов-миллионников только в Челябинске численность киосковой сети соответствует нормативам Минкомсвязи. Не лучшим образом обстоят дела по данному вопросу и в других крупных городах России.

 

Город

Количество жителей

на 1 киоск

Количество жителей

на 1 торговый объект прессы

Владивосток

2100

1500

Иркутск

2100

1200

Сочи

2100

1500

Братск

2400

1200

Краснодар

2 400

1800

Ижевск

2700

1900

Ульяновск

2900

1900

Ярославль

2900

2000

Барнаул

3300

2300

Хабаровск

3350

2000

Кемерово

3400

2000

Новокузнецк

3500

1750

Рязань

3700

2400

Махачкала

3800

2800

Томск

4100

4150

Пенза

4500

2300

Саратов

4700

2800

Тюмень

4700

2100

Астрахань

4700

2600

Набережные Челны

5300

3000

Тольятти

5800

3300

Оренбург

6100

2800

В целом, если учитывать все торговые точки прессы (а не только киоски), то нормативу 1 объект на 1500 человек соответствуют еще 4 города - Иркутск,  Владивосток, Сочи, Братск. 

Рекомендуемый норматив для областных городов не выполняется ни в одном городе. Средний показатель обеспеченности киосками – 3800 жителей на 1 киоск, 2800 жителей – на 1 торговую точку прессы. 

Наилучшая ситуация с киосками прессы сложилась в малых городах России. В 80% соблюдается рекомендуемый норматив 1 киоск на 4000 жителей. В среднем обеспеченность малых городов РФ находится на уровне  1 киоск на 3200 жителей.

В заключение Т.В. Цыбина констатировала, что разработанные Минкомсвязи рекомендации базировались на мировой практике размещения объектов, реализующих периодику, на необходимости предоставить благоприятные условия для беспрепятственного доступа россиян к печатным средствам информации. Как видно из приведённого анализа в нашей стране на сегодняшний день отсутствует требуемое количество киосков прессы. В связи с этим, подчеркнула Т.В. Цыбина,  взятая на вооружение повсеместно порочная практика ликвидации розничных сетей по продаже газет и журналов может привести к значительному сужению информационного пространства, что противоречит интересам страны.

Пресс-служба АРПП