Г.Н. Кудий критически отозвался о высказываниях некоторых представителей медиасообщества, предпринимающих попытки доказать, что печатная пресса – это вчерашний день и дни её сочтены.В подобного рода предсказания, к сожалению, уверовали многие, в том числе и во властных структурах, а это, в свою очередь, рождает серьёзную проблему при создании и формировании государственной политики. Уверен, заметил докладчик, что похороны прессы – дело преждевременное. Несостоятельность такой точки зрения уже в самое ближайшее время опровергнет жизнь.
Вместе с тем сегодня и в государственном, и в частном секторах доминируют завышенные, вредные ожидания некоего чуда от применения новых информационных технологий и средств массовых коммуникаций. Более того, преобладает убеждение, что чудо должно произойти без дополнительных трудозатрат и системной поддержки соответствующих инновационных проектов.
Безусловно, это ошибочное мнение. Технологии важны и необходимы, но нельзя рассчитывать на их исключительность в ущерб традиционным формам распространения информации, опыта и знаний. Здесь должен быть определённый баланс. Везде следует опираться на практику и эта практика должна быть реальной.
Столь же важно не преувеличивать возможности и дальнейшие перспективы социальных сетей в информационном пространстве. Согласно исследованию американской рекламной компании Leo Burnett, за последний год число пользователей Фейсбука, Твиттера, Вконтакте и других стало падать, поскольку люди бросились искать живое общение.
Цифровая эра подходит к закату. Люди мечтают избавиться от цифровой зависимости и вернуться в реальный мир, так как сети исчерпали себя. Такое сенсационное заявление, пояснил Г.Н. Кудий, сделал недавно главный эксперт этой компании по стратегическому планированию Мик Макклей.
Анализ показывает, что в настоящее время каждый пятый пользователь Интернета стремится как можно дольше не включать компьютер без острой необходимости. Растёт количество тех, кто отключает вечером смартфон. 20% опрошенных подумывают о том, чтобы закрыть свой аккаунт в социальных сетях. Две трети раз в месяц устраивают свободный день от Фейсбука и Твиттера. 40% стали реже использовать Интернет во время отпуска. По данным последнего отчёта Фейсбука за октябрь сего года эта сеть потеряла в США 3 млн. пользователей, а в мире – 4 млн.
Весьма серьёзной проблемой для пользователей Интернета продолжают оставаться сохранность информации, надёжность системы электронного взаимодействия, защита от хакерских атак, большая вероятность заражения различного вида компьютерными вирусами.
В некоторых случаях не приносит ожидаемого результата активное внедрение информационных технологий. Так, в сентябре с.г. Минэкономразвития распространило заявление, в котором предложило число госуслуг, предоставляемых в электронной форме, ограничить двадцатью. Поводом для такой инициативы послужили чисто финансовые соображения, поскольку и указанным количеством население пользуется от случая к случаю, а затраты на предоставление многократно востребованной услуги и услуги, которой пользуются 3-4 раза в месяц, одинаковые.
Недавно М.А. Абызов, министр РФ, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства», отметил, что даже в самых продвинутых с точки зрения компьютеризации российских регионах процент людей хотя бы время от времени пользующихся услугами электронного правительства не превышает 15-17% и признаков роста этого показателя не наблюдается.
Г.Н. Кудий озвучил выводы, которые он сделал на основе встреч с издателями Санкт-Петербурга. Когда началась цифровая эра, многие издатели ринулись в Интернет и стали искать новую молодую продвинутую аудиторию, тратя на это значительные финансовые средства. В результате какую-то часть такой аудитории они завоевали, но не смогли окупить затраты, которые были израсходованы на решение поставленной задачи.
Особенностью текущего момента, по мнению Г.Н. Кудия, является то, что аудитория СМИ и книг в России раскололась на 2 части. Первая - молодая, которая пользуется электронными новшествами. В другую входят те, кто привык читать газеты и книги. В цифрах это 53% лиц предпенсионного возраста плюс более молодые приверженцы печатных СМИ или около 80 млн. человек, т.е. две трети населения страны. И вот с ними издатели работают по остаточному принципу. Таким образом, сами издатели упустили огромный пласт населения.
По оценкам учёных, Интернет отупляет. А читают у нас, резюмировал докладчик, плохо. Порядка 87% школьников пока ещё активно читают книги, а вот среди взрослых – только 22%. Налицо падение интерес к чтению, в первую очередь у молодого поколения. Необходимо преодолеть эту тенденцию.
В завершении своего выступления Г.Н. Кудий призвал участников медиарынка консолидироваться и бороться за печатную прессу. Следует настойчиво разъяснять тем лицам, подчеркнул он, которые принимают решения, что печатную прессу и систему её распространения забывать нельзя, надо оказывать им всестороннюю поддержку в интересах сохранения интеллектуальной российской самобытности, культурной, национальной и языковой суверенности.
На круглом столе была озвучена информация о том, что проблемы, поднятые докладчиком, будут подробно рассмотрены на специальном заседании круглого стола «Печатные и электронные СМИ: от конкуренции к сотрудничеству», которое АРПП организует 19 ноября (вторник) в 10.00 в конференц-зале «Берлин» гостиницы «АРТ Отель». Адрес: Москва, 3-я Песчаная ул., д.2. Проезд от станций метро «Сокол», «Аэропорт» или «Полежаевская».
Пресс-служба АРПП