Действующая Конституция не приспособлена к работе в условиях, когда общество все больше уходит в киберпространство, говорится в докладе председателя Совета при Президенте РФ по правам человека Михаила Федотова, который он представил 15 ноября на конференции в Конституционном суде, посвященной 20-летию Конституции Российской Федерации. В докладе делается вывод, что на уровне текущего законодательства необходимо восполнить те пробелы, которые существуют в Основном законе.
Конкретных законодательных предложений у Федотова нет, но, как рассказал глава СПЧ "Известиям", с его точки зрения, следует принять пакет нормативных актов, которые регулировали бы взаимоотношения государства и общества в Интернете, а также защищали бы права граждан и интересы государства в Сети.
Конституционализм в докладе Федотова "Конституционные ответы на вызовы информационного общества" рассматривается как совокупность правовых норм, определяющих взаимные отношения и компетенции в какой-либо сфере, а также принципиальное положение участников этих отношений по отношению к государственной власти. По мнению председателя СПЧ, в сфере регулирования Интернета в этом отношении существует пробел, - то есть ни правовые нормы, ни отношения, ни компетенции участников процесса не определены, - который необходимо восполнить.
- Вызовы информационного общества современному конституционализму предопределены трансграничностью и универсальностью Интернета, органической анонимностью пользователей и теми возможностями, которые открывает Интернет для развития электронной демократии. В своем докладе я предлагаю конкретные первоочередные меры по адаптации Конституции, которая появилась у нас, когда Интернет до нас еще не дошел. Можно сказать, что наша Конституция остается Конституцией эпохи Иоганна Гутенберга, а мы живем в эпоху Марка Цукерберга. И нам давно пора начать думать думать о том, какая Конституция России могла бы эффективно работать в киберпространстве, - рассказал "Известиям" председатель совета.
Михаил Федотов подчеркивает, что ставит вопрос не о реформировании Конституции, а о необходимости срочно решить вопрос о действии российских законов в киберпространстве - в пространстве, во времени и по кругу лиц, с учетом того, что общество все больше живет в Интернете.
- Поправки в Конституцию надо вносить очень аккуратно. Чем стабильнее Конституция, а, следовательно, чем продолжительнее неизменность правопорядка, тем более уверенно граждане могут планировать свое поведение по реализации прав и исполнению обязанностей. Простой пример. В 1992-м и 1993-м годах Съезд народных депутатов РФ менял Конституцию ПО несколько раз в год. К чему это привело мы знаем – к силовому противоборству ветвей власти в сентябре 1993 года и расстрелу здания парламента. На мой взгляд, нам нужно вести дело к заключению международной конвенции об интернете, которая позволила бы установить общие правила использования этого пространства. А дальше, исходя из этих правил, можно будет развивать национальное законодательство. думаю, настало время России выходить в лидеры международных усилий по гармонизации отношений в киберпространстве. В частности, нужно вернуться к вопросу об участии России в Конвенции о киберпреступности, - говорит правозащитник.
Не все политики, однако, согласны с Михаилом Федотовым в том, что распространение новых информационных технологий представляет собой фактор, требущий какого-то усовершенствования Конституции. В рамках ныне действующего Основного закона вполне можно работать с законодательством в сфере Интернет, считает зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьев (КПРФ).
— В нашей Конституции заложено много перспективных моментов, особенно в части защиты прав человека и гражданина. Можно, исходя из фундаментальных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, развивать законодательство, связанное с деятельностью интернета. За интернетом будущее, в том числе и в нашей стране. И поэтому должны быть созданы максимально благоприятные условия для того, чтобы граждане имели свободный доступ к интернету. Задача законодателей как раз заключается в том, чтобы создать для нормальных граждан условия для беспрепятственного пользования интернетом без всяких надуманных и ненужных ограничений. При этом нужно сделать так, чтобы интернет не использовался в качестве подрывного органа, — уверен депутат.
В отношении интернета должны действовать те же самые правила, что и в отношении других средств массовой информации, подчеркнул его коллега по комитету, зампредседателя Госдумы Игорь Лебедев.
— Интернет — это одна из ветвей технологического прогресса в современном мире. Интернет накладывает отпечаток на развитие общества в целом, законодательную деятельность, на работу депутатов. Но это не имеет отношения к Конституции. Неужели нужно записывать, что каждый гражданин имеет право на свободный доступ к Wi-Fi? На эту сферу нужно просто распространить те же правила, что действуют в отношении телевидения, радио и печатных СМИ, — утверждает парламентарий.
Матвей Алексеев, исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета, оценивает создание международной конвенции, устанавливающей международные принципы регулирования интернета, как малоперспективную затею.
— Конституция создавалась в России, а Интернет — это весь мир. Попробуйте Конституцию России спроецировать на весь мир. В разных странах - разные законы и разное к ним отношение. Поэтому создание международной конвенции, в которой были бы учтены мнения стран, в которых есть хотя бы подключение к сети Интернет, невозможно. У нас даже в России из-за каждого закона об Интернете идут войны. А в мировых масштабах… Может, наши прапраправнуки что-нибудь и сделают, — сомневается он.
Елена Теслова
Источник: Известия