Вместо преамбулы
Президент России Владимир Путин: «…предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут 100 тысяч и более подписей в Интернете».
В ситуации с защитой прав газетно-киосковых сетей мы соберем миллион реальных подписей горожан. А используя интернет-технологии — все два миллиона!
Вы думаете акции бывают только антиправительственные?! А вот в нашей ситуации — речь о проведении общероссийской акции в поддержку правительственного документа.
Впрочем, начну издалека
Местные самоуправления — это, по сути, мини-государства в государстве. Мэр (глава города) — управленец, выбранный горожанами, а не назначенный губернатор. Городское самоуправление имеет свой свод законов и неподвластно власти губернатора. Данное положение закреплено Основным законом РФ. Местное самоуправление — есть власть, что вытекает из ст.3 Конституции РФ, причем власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Так что приказным образом убрать мэра того или иного города — задача, по существу, невыполнимая не только для губернатора, но даже для Президента РФ. Так вот, забегая вперед, скажу, что этим рычагом —«властью народа» — как раз и следует воспользоваться!
Почему сложилось кризисное состояние киосковой отрасли?
Чиновник — человек, от подписи которого зависит судьба предпринимателя. Предприниматель, который потенциально (или с точки зрения чиновника) намного богаче его — чиновника, зависит от него, от его росчерка пера. А где вы видели, чтобы подчиненный получал зарплату большую, чем его начальник? Отсюда и масса препонов, чтобы подчиненный предприниматель сам себе задал этот вопрос и ответил на него… (сами знаете,как).
Надо делиться или не надо — вопрос деликатного свойства. Но поддерживать хорошие отношения с чиновным людом — обязательное условие российского бизнеса. В этом плане владелец киосковой сети для теплых отношений — малоподходящая кандидатура. Прекрасный вариант — владелец магазина (настоящий — расширяющийся, или будущий — строящий). Т.е. «фундаментальный мужик» — в прямом (в смысле заливки фундамента на купленной городской земле), и в переносном смысле — Торгаш с большой буквы, пришедший в ваш город надолго. А с вами «киосковыми сетевиками» с сотней временных газетных ларьков хлопот не оберешься — будете ходить, канючить («передвинуть», «продлить»...) Не понравится — жаловаться начнете. Тем более что у этих «киосковладельцев» имеется некая отлаженная связь с редакторами (ведь их газеты продаете)... Уж лучше иметь дело с настоящим или будущим владельцем магазина.
Более того, тот просит не якшаться с этими «киосковладельцами» (ведь киоски как бельмо на глазу: часто стоят рядом с их супер- гипер-маркетами и торгуют тем, что можно было бы приобрести в магазине: глянцевые дорогие журналы, сигареты, жвачку, шоколадки, мелкие детские игрушки, канцтовары...) В этом плане даже проще иметь дело с лавочником, владельцем точки с шаурмой. У этого две-три точки. Тем более, он часто «человек восточный», а восточные люди привыкли мздоимно решать вопросы. Этот не выдаст.
Однако Минкомсвязи выдало приказ, но по существу рекомендацию. В нем нет единства формы и содержания.Приказ — он и есть Приказ, а рекомендация — она и есть рекомендация (там буква заглавная, здесь прописная). По-другому министерство и поступить не могло, оно не имеет власти над мэрами и мэриями. Правда, в заключительной части документа говорится об отчетности в плане создания благоприятных условий для газетно-киосковой сети и ее отражении на рейтинге губернаторов... В этой связи, обзвонил десяток руководителей киосковых сетей. Отношение мэрий к данному Приказу-рекомендации — плевое. Или как сказала одна из директоров региональной «Роспечати»: «откровенно хихикают над этим Приказом».
Какой ответ последует из губерний и республик?
Ответ будет такой: извините, мол, давайте считать. Посчитаем сколько газетных точек в обычных магазинах, авто- и железнодорожных вокзалах, больницах и поликлиниках, на рынках, официальных организациях и учебных заведениях… Плюс, в каждом супер- гипер-маркете продаются газеты и журналы. Ну и что, часто там — в основном глянец. А вот мы им напишем рекомендацию: продавать областные и правительственные газеты. Плюс почтовые отделения, где кроме подписки существует и розничная продажа газет и журналов. Порекомендуем и им увеличить ассортимент! Да нас за это — надо к награде: мы приказ Минкомсвязи выполнили и перевыполнили!
Вы думаете, что правительственный Чиновник заинтересован в поддержке киосковой сети? Поставьте себя на его место и поймете, что по большому счету, интереса нет и у министерских чиновников (разве что Минкомсвязи да Минпечати, благодаря настойчивым просьбам Ассоциации распространителей печатной продукции и «Союзпечати» с пониманием относится к проблеме газетных киосков). Ведь гораздо проще профинансировать три федеральных канала, чем решать проблемы киосковых сетей.
Поставив себя на место федерального чиновника, я бы так доверительно и сказал: «А с вами, уважаемые "киосковладельцы", хлопот не оберешься. Какие-то оппозиционные "газетенки" нет-нет да и появляются на ваших прилавках. Труднорегулируемый процесс. Вы хуже кубов Навального. Минкомсвязи, хоть и “кесаревым сечением”, но родило "приказ" — пользуйтесь...»
Вековечный российский вопрос: «Что делать?»
Попытаюсь порассуждать вместе с вами. Необходимо попытаться Приказу Минкомсвязи РФ придать законную силу.Даже сама попытка заставить уважать власть федеральную заставит содрогнуться чиновничью среду российских мэрий! В настоящее время достаточно собрать 100 тысяч подписей граждан для того, чтобы Госдума РФ приступила к рассмотрению народной инициативы по сохранению газетно-киосковых сетей. Как минимум, не отмахнулась от вопроса.
На основе Приказа Микомсвязи РФ нам следует выработать ряд требований из 7-8 пунктов. Под требованиямилюбой киоскер за неделю соберет не одну тысячу подписей потребителей газет и журналов (апробировано). Поэтому здесь также нужен тезис, заинтересовывающий потребителей (типа: больше киосков — меньше издержек — ниже цены). «Чувашпечать» за неделю готова собрать десяток тыс. подписей (в случае если не будет паспортных данных, с паспортными данными — 5 тысяч. Можно организовать «месячник» по сбору подписей. Общими усилиями всех сетей миллион подписей соберем (в среднем 75-80% покупателей для киоскеров — «знакомые лица», а из них 30% — «более чем знакомые», которые без разговоров будут готовы подписаться).
Обязательно нужны — плакаты на каждый киоск с данным текстом требований формата А-3. Это, чтобы не совать каждому в нос листок, в особенности, когда наблюдается очередь. Да и потом, акция — есть акция! Да, акция по большому счету проправительственная. Вот пусть его величество городской Чиновник знакомится с ее провлением прямо с плаката. Дело за маленьким — выработать наступательный (но не агрессивный) тексттребований, в основе которого, повторюсь, должен быть правительственный документ — рекомендательный приказ Минкомсвязи РФ.
Разумеется, СМИ, как печатные, так и электронные, активно подключатся к освещению данной общероссийской акции. Активность горожан в защиту газетных киосков будет повсеместной. Тем более, что в основе, повторюсь, будет правительственный («минкомсвязевский») текст. Речь о том, чтобы, скажем, на «госдумовском уровне» придать законную силу правительственному документу. Да и чиновники из горадминистраций, не боящиесяпредпринимателей киосковладельцев, иначе будут оценивать народную инициативу. Более того еще на этапе сбора подписей не будут подхихикивать над российской федеративной властью, а научатся уважать ее. То есть одновременно мы решаем задачу государственной важности.
Нынче «в моде» так называемые нацпроекты
Есть положение о нацпроектах и их господдержке. Важный момент: в нашей ситуации будет вестись речь о развитии правовой культуре — через рост распространения «Парламентской газеты» и «Российской газеты». Необходимо собрать подписи для рассмотрения документа Госдумой под названием: «Национальный проект по поддержке института распространения печати».
Можно, конечно, самостоятельно от имени общественных организаций (скажем, «Союзпечати» или АРПП) выйти с подобной инициативой, но «госдумовцы» серьезно его не воспримут. Собрать подписи необходимо, чтобы не отмахнулись депутаты, ведь это будет народная инициатива.
Нацпроекты (существующие) направлены на «выколачивание» денег. Наш — на ограничение препонов, чинимых горадминистрациями (так как они — точнее, депутаты нанявшие чиновников не подвластны приказам министерств, не подотчетны перед Минкомсвязи). Так научим их уважать федеральное министерство! Фактически «минкомсвязевский» приказ — готовый нацпроект. Нужно изменить его формат и статус, придав ему законную силу.
А теперь давайте обозначим интерес самой Госдумы РФ к киосковым сетям
Речь пойдет о «Парламентской газете» и «Российской газете». Мало издать закон и, извиняюсь за выражение, «впихнуть» его в названные газеты. Предлагаю отталкиваться от Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Ст. 4 гласит:
•«Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации"».
Итак, Госдума РФ заинтересована в том, чтобы принятые ею законы были доведены до граждан. Названные издания играют роль официального медиатора (посредника), выполняют информационную и просветительскую роль. Именно этот пресловутый «бумажный носитель» в лице названных газет дает «старт» новому закону.
Не сайт Госдумы, который может быть подвергнут взлому (плюс — частые появления хулиганских «двойников-лжесайтов»).
Не телевидение (пусть даже «государственное»).
А именно: «Парламентская» и «Российская» газеты.
Но изданный закон, не доведенный до всеобщего сведения (т.е. до гражданского населения) в реалии оказывается малоэффективным, влияет на состояние правовой культуры, а в конечном счете, влияет на моменты, связанные с госуправлением. И теперь мы вынужденно подключаем спасительную формулировку: «незнание законов не освобождает от ответственности». Следовательно, данные газетные материалы («первоисточники») необходимо максимально «внедрять в народ», т.е. распространять.
Ленин писал: «Распространение печати — дело партийное». Акцент делается именно на распространении! Мало выпустить из недр Госдумы «хороший закон», его надо пытаться вводить в обиход.
Что, Ленин был гениальнее всех госдумовцев вместе взятых?!
Поэтому, перефразируя его слова, выдвинем лозунг: «Распространение правовой культуры через издания “Парламентская газета” и “Российская газета” — дело государственное!»
Однако здесь есть проблемы. Данные газеты, к сожалению, в рейтинге продаж занимают одно из последних мест. Тут, надо признать, имеется и наша недоработка. Именно наша — киосковых сетей! Кто занимается распространением этих газет? Не частные распространители, не супер- и гипер-маркеты, погрязшие в глянце, а прежде всего газетные киоски и почтовые отделения (которых, кстати, следует поддержать, т.к. отсутствие государственных субсидий скажется кризисным образом и на «почтовиках»). Если почтовые отделения работают в основном в режиме подписки (на эти издания подписываются в преимущественно официальные организации), тогазетные киоски в потенциале — самый демократичный способ доведения до граждан РФ изменений в законодательстве. Да, пока — в потенциале. А дело в том, что в обозначенном выше тезисе о распространении печатной продукции отсутствует системная целенаправленная работа. В данном контексте связана она с массированной атакой горадминистраций на это важнейшее структурное звено, по существу выполняющее социальную (не побоимся сказать, государственную!) роль — а именно на институт распространенияобщественно (государственно) значимых изданий. И в первую очередь — «Парламентскую» и «Российскую» газеты. Никакая другая структура в этом плане не сработает столь профессионально, как киосковые сети. Отметим: коммунистический режим, просуществовавший, аж семь десятилетий, умел выделять узловые звенья пропаганды.
Для того, чтобы увеличить количество продаж «Парламентской» и «Российской» газет во имя роста правовой культуры населения необходимо во всех газетных киосках продавать данные издания по фиксированно-низкой цене. Пусть даже себе в убыток. На газетных киосках должны быть стикеры и стандартные вывески (скажем такие: «Парламентскую газету» — в каждую семью»). Должны иметь место ежеквартальные или ежемесячные отчеты губернаторов и руководителей законодательных органов регионов на предмет реализации этих изданий именно газетными киосками — как самым демократичным институтом распространения прессы. А посредником — в плане аналитических записок, проведения семинаров по маркетингу реализации данных и других «государственных» изданий будет АРПП.
Станислав Александров (Убасси),
гендиректор ОАО «Чувашпечать» (Чебоксары)
Источник: Блог пользователя Александров (Убасси) Станислав на PlanetaSMI.RU