Зачем прессуют киоски прессы

Столичная мэрия решила превратить все киоски печати в рекламные конструкции и отдать их на откуп рекламщикам. Если это произойдет, то нынешние распространители потеряют бизнес, для новых хозяев продажа газет станет делом второстепенным, а ее объемы, по прогнозам специалистов, упадут вдвое.

Не прошло и двух лет с замены старых ларьков на новые, как чиновники решили опять все переделать. Теперь проекты газетных киосков, торжественно презентованные Москомархитектурой в 2011 году, считаются устаревшими. В будущем году точки уличной торговли прессой предписано повсеместно заменить на палатки зарубежного образца.

Они отличаются от наших тем, что торгуют с распахнутыми дверями. В дверях в несколько рядов полки с газетами, можно зайти под навес и изучить прессу, прежде чем купить. Как в маленьком магазине. Продавца от покупателя отделяет лишь стекло, которое летом отодвигают.

Снаружи у такого киоска остается много места для рекламы. Собственно, в Москву эту модель привезли иностранные рекламщики, специализирующиеся на коммерческом использовании уличной мебели. На выставке в Манеже киоск показали столичным чиновникам, тем очень понравилось. А вот у профессионалов сразу возникли вопросы.

- Такой киоск хорош летом, а что с ним будет в осенний дождь или зимой? - интересуется председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции России Александр Оськин. - При Матвиенко в Петербурге ставили похожие модели. Они проработали только до поздней осени. Потом продавцы в них стали мерзнуть и болеть, пресса постоянно мокла. Надо сперва взять несколько киосков и испытать, чтобы они хотя бы одну зиму пережили.

И действительно непонятно, как распахнутая настежь конструкция поведет себя, скажем, в сильную метель.

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

Сам по себе открытый киоск - это не обязательно плохо. Гендиректор московской фирмы-распространителя «Кардос» Олег Бережной разработал похожую модель, только в несколько раз более вместительную.

- Обычный газетный киоск - это неприступная будка, где сидит продавец и смотрит, чтобы газеты не украли, - объясняет Олег Бережной. - Продукцию можно увидеть только через стекло, толком ее не рассмотреть. А ведь покупка газет и журналов обычно импульсивная. Люди не знают заранее, чего хотят, смотрят обложки, выбирают.

По словам Бережного, благодаря дружественному для покупателей пространству продажи выросли в разы. А отопительная система выдержит любую зиму.

На рекламу тоже поначалу возлагали большие надежды. Дело в том, что продажа прессы - бизнес малорентабельный и начавшаяся в 2011 году замена старых ларьков на новые многим его участникам не по карману. Продавцы давно мечтали окупить эти затраты за счет дохода от рекламных площадей. Поэтому новая модель понравилась всем.  Предполагалось, что рекламные места разыграют по конкурсу, а на вырученные деньги будут куплены новые ларьки.

- Летом мы думали, что правительство собирается сделать подарок отрасли, поддержать бизнес, - вспоминает Александр Оськин. -  А 14 октября нас позвали в департамент СМИ и объявили, что концепция изменилась.

ПРОЧЬ ИЗ БИЗНЕСА!

Главным в глазах чиновников вдруг оказались не ларьки с газетами, а реклама. И места под киоски, как и под всякие другие рекламные площадки в городе, теперь собираются распределять с аукциона. Кто победит, тот и получит точку на ближайшие 10 лет. С обязательством установить ларек нового образца. Недавно руководитель департамента СМИ и рекламы Владимир Черников пообещал до мая 2014 года заменить 2000 из 2800 столичных ларьков печати.

- В аукционах могут принять участие не только представители рекламного сообщества, но и при желании издатели и распространители, - уверяют в пресс-службе департамента.

Это, конечно, так. Но вряд ли небогатые торговцы газетами сумеют угнаться на открытом аукционе за рекламщиками. Тем более что после победы на аукционе придется еще и сам киоск покупать, а стоят «иностранцы» по 700-800 тыс. руб. за штуку, в полтора-два раза дороже ларьков образца 2011 года.

- Говорилось, что каждый разыгрываемый лот будет состоять из порядка 200 объектов в разных концах Москвы, - рассказывает Александр Оськин. - В этой ситуации победят, конечно, рекламщики, которым главное - чтобы рекламная конструкция торчала. Они незаинтересованы, чтобы киоск работал, достаточно создать видимость. В таком случае с недорогими газетами никто возиться не будет - от изданий дешевле 20 руб. дохода почти нет.

Бережной прогнозирует, что продажа недорогой прессы прекратится, поскольку рекламщики могут поставить совсем небольшие киоски, ведь стоимость аренды зависит от площади. Как раз такие модели из Австралии показывали на выставке. Для газет там места немного, зато много под рекламу.

Предполагается, что победителей по условиям аукционов обяжут сдавать киоски нынешним хозяевам торговых мест по льготной ставке - за 60 тыс. руб. в год. Но от невыгодного контракта всегда можно отделаться.

- Сфотографируют сугроб у киоска, заявят, что арендатор не убирает снег, и разорвут договор, - уверен Александр Оськин. - Кроме того, далеко не все захотят из хозяев стать арендаторами. Конечно, люди везде выживают, но мы потеряем порядка 50% продаж.

ТРЕТЬЯ ПЕРЕМЕНА

- Для объектов печати в городе были созданы особые условия по замене торговых объектов на новые, - говорят в пресс-службе департамента СМИ и рекламы. - В отличие от остальной торговли им была предоставлена возможность поэтапной замены устаревших киосков в течение трех лет. Но на сегодняшний день отраслью произведена замена лишь 6% всех киосков печати.

В общем, чиновники делают вид, что распространители печати сами во всем и виноваты.

Но, во-первых, отпущенных трех лет еще не прошло, а, во-вторых, у самого бизнеса цифры иные.

- За это время было заменено 10% ларьков, все крупные игроки рынка сделали это хотя бы частично, - рассказывает Александр Оськин. - Некоторым распространителям разрешили переделать свои старые киоски, чтобы они были похожи на современные. Это сделано еще на 15-20% объектов. Но теперь, когда пошли разговоры об аукционах, менять ларьки, конечно, перестали.

Самое смешное, что даже своевременная замена торгового объекта ничего его хозяину не гарантирует. Это хорошо видно на примере ларька печати на Страстном бульваре, единственного в Москве, торговавшего толстыми литературными журналами.

- Во время укладки плитки наш киоск временно убрали, и мы за полмиллиона рублей купили новый, чтобы поставить на то же место, - рассказывает хозяин торговой точки бывший диссидент Александр Подрабинек. - Но в префектуре ЦАО нам отказали, предложив взамен какие-то переулки за пределами Садового кольца.

В поддержку этого ларька выступала литературная общественность. Писали письма. Просьбу поддержал даже департамент СМИ. Но префектуре все как об стену горох. Захотели и убрали. Так что ни один участник рынка не может чувствовать себя уверенно.

- Мы хотим гарантий, что, если мы поменяем киоски за свой счет, за нами сохранят прямые договоры с городом, - признается Олег Бережной. - Но таких гарантий нам никто не дает. Наши киоски в первую очередь предназначены для продажи прессы, а не для рекламы.

Правила игры для московских распространителей печати меняются постоянно. И некоторым из них приходится менять сами киоски уже третий раз за последние шесть лет. Третья перемена добьет этот бизнес. А если учесть, что регионы следят за столичной модой, похоронить газетное дело под рекламными щитами могут по всей России.

Никита Аронов

Источник: Мир новостей