В этом году на российском медиапространстве произошло громкое событие: Александр Мамут и Владимир Потанин объединили интернет-бизнесы (Rambler Media, ИД "Афиша" и SUP Media) на паритетных началах. Созданный по итогам сделки холдинг "Афиша-Рамблер-SUP" возглавил ПЕТР ЗАХАРОВ, работавший до этого 12 лет в корпорации Apple. В интервью "Ъ" он рассказал, что будет с LiveJournal и "Рамблером", а также о планах по сотрудничеству с телеканалами.
— Наверняка вам было тяжело менять сложившийся уклад жизни, не говоря уже о том, что вам пришлось переехать из Лондона в Москву. Вы долго раздумывали над предложением возглавить компанию?
— Недолго. Свою роль сыграл тот факт, что совладелец холдинга Александр Мамут любит и умеет делать проекты, в которые нужно вкладывать не только деньги. Я имею в виду, например, Институт медиа, архитектуры и дизайна "Стрелка", кинотеатр "Пионер". Мне близка такая позиция. Я разделяю принцип, который исповедовал Стив Джобс: добившись успеха однажды, нельзя останавливаться, нужно двигаться вперед.
— Когда стало известно об объединении "Афиша-Рамблер" и SUP, наблюдатели заметили, какой это был классный ход для роста условной капитализации компании, причем на ровном месте. В прошлогоднем рейтинге Forbes "Афиша-Рамблер" была 12-м игроком по выручке, SUP — 25-м, а вместе вы — третий игрок после "Яндекса" и Mail.ru. Согласны?
— Да, безусловно, мы оцениваем нашу условную капитализацию, но сейчас я хочу обратить внимание на то, что формирует эту капитализацию: это аудитория, премиальный контент, продукты и таланты компании. Вот то, что делает нас крупнейшим медиахолдингом: в рунете у нас аудитория почти 40 млн, а во всем мире — около 130 млн уникальных посетителей.
— Сделка была безденежной, партнеры Владимир Потанин и Александр Мамут владеют новой компанией на паритетных началах. При этом "ПрофМедиа" через три года может продать долю в компании за фиксированную сумму. На каких условиях "ПрофМедиа" может воспользоваться своим опционом и продать свою долю в объединенной компании?
— Я не могу комментировать намерения акционеров.
— После сделки по объединению активов часть топ-менеджеров "Афиша-Рамблер" уволилась. У вас были расхождения во взглядах на развитие компании?
— Перед нами стоит задача стать компанией мирового уровня и расширять наше присутствие, в том числе на западном рынке. Те, кому был интересен этот вызов, с нами остались и двигаются дальше. Я убежден, что самый важный фактор успеха любой компании — человеческий. Вне всяких сомнений, мы благодарны предыдущей команде за их достижения. Вместе с тем ротация руководящего состава неизбежна, чтобы привносить новые идеи. Я очень доволен нынешней командой, и уже скоро вы услышите о новых кадровых изменениях (в прошлую среду было объявлено о назначении Стейнгримура Арнасона директором по продуктам, Андрея Соломенника — финансовым директором, Дмитрия Малова — операционным директором.— "Ъ").
— "Афиша" немало сделала для изменения "Рамблера" и "Ленты". Логично предположить, что команда "Афиши" подключится и к реформе LiveJournal, не так ли?
— Во-первых, давайте смотреть на наш холдинг как на единое целое. Да, мы будем делиться экспертизой и лучшими практиками наших проектов в рамках всей компании. Во-вторых, весьма серьезные перемены ждут как LiveJournal, "Чемпионат.com", так и многие другие продукты.
— Что ответите скептикам, считающим блогерскую платформу сомнительным бизнесом? Дескать, рекламодателям она не очень интересна, и ее можно использовать только как источник трафика для других проектов.
— Не соглашусь. Давайте посмотрим на факты: Yahoo! купила Tumblr за $1,1 млрд. Кроме того, сооснователь Twitter Эван Уильямс не просто так ушел из компании и запустил для блогеров новую платформу Medium. Мы тоже верим в блогинг и лонг-риды, или длинные посты. Теперь по статистике в России LiveJournal ежемесячно посещает свыше 20 млн пользователей — это каждый третий интернет-пользователь. Если смотреть на такой успешный интернет-продукт, как Twitter, то в США им пользуются 28% всей аудитории. Сравнимые продукты по проникновению. Если анализировать статистику LiveJournal, то в среднем за посещение пользователь проводит там 18 минут, в день создается 100 тыс. постов, а в неделю появляется свыше 2 млн комментариев. Это колоссальные аудиторные показатели. Наша задача — предложить рекламодателям инструменты измерения эффективности рекламы, построение специальных кампаний открытого диалога и разговора компаний непосредственно с пользователями. И мы это сделаем. Также я вижу очень хорошую синергию и интеграцию блогов с существующими платформами микроблогинга и социальных сетей.
— Как в эту конструкцию вписывается LiveJournal?
— Как инструмент обогащения контента соцсетей. Все соцсети своей основной задачей ставят пользовательскую базу и коммуникационные возможности, креативная составляющая и управление контентом для них не первоочередные задачи. В этом как раз сильны мы.
— Ранее сообщалось, что LiveJournal может выйти на рынок Бразилии. Зачем это надо холдингу?
— Бразилия — это частности. Мы уже давно транснациональная компания, наш охват по всему миру — около 130 млн уникальных посетителей, из которых примерно 60 млн приходят на наши ресурсы из-за границы. Это и наши соседи: Украина, Казахстан и Белоруссия, и США, и огромная аудитория в Европе, где особо выделяются Германия и Прибалтика. Чуть меньше 10% иностранной аудитории находятся в самом экономически перспективном регионе планеты — в Азии. Причем не только у LiveJournal, но и у медийных ресурсов. Поэтому мы, безусловно, рассматриваем все планы усиления своего охвата, в том числе и с ЖЖ. У нас уже сейчас есть успешные примеры: Lenta.ru, по данным comScore, на пятом месте среди всех новостных изданий в Европе. Первое у About.com, Daily Mail — на втором, The Guardian — на третьем.
— В сентябре компания объявила, что Илья Дронов отойдет от операционного руководства ЖЖ и займется созданием и разработкой нового продукта для соцсетей.
Также следующим этапом развития LiveJournal станет "медийный проект на базе блогов", в котором будут использоваться ресурсы холдинга. Приоткроете завесу тайны?
— Что касается текущего поколения LiveJournal, то на ближайшие шесть месяцев у нас запланирован целый список изменений. Во-первых, мобильная версия. Во-вторых, то, о чем я долго мечтал. Суть в следующем: в LiveJournal пишет колоссальное количество интересных авторов с различной биографией и бэкграундом — архитекторы, искусствоведы, кинокритики, ученые и т. д. Но если посмотреть статистику, у многих писателей ЖЖ, назовем их так, очень низкая аудитория, потому что ее увеличение для этой категории пользователей не самоцель. Но посты, которые они пишут, публичные, и наша задача как создателей проекта — предложить механизм, который будет "подсвечивать" самые интересные, по мнению редакции, заметки. Выпуск продукта запланирован в ближайшее месяцы, его рабочее название — LiveJournal Discovery. При этом мы хотим "подсвечивать" посты, основанные на качестве, а не на аудиторных показателях. Также заострил бы внимание на работу с регионами, которые демонстрируют колоссальную динамику: рост региональной выручки с сентября 2012-го по сентябрь 2013 года составил 250%. Следующий этап — это региональные рейтинги и биржа блогеров. У блогеров есть возможность предоставить свои услуги как автора, и это мы сейчас анализируем.
— Что это за услуги?
— Это может быть качественная журналистика. Интересна также тема media on demand. К примеру, площадки электронной коммерции нуждаются в эмоциональной составляющей, сейчас ведь это по сути своей каталоги. Блогеры, готовые описывать эмоционально те или иные товары и рассказывать о своем опыте взаимодействия с продуктом, могут стать неким мостиком между онлайн-торговлей и потребителем. Это лишь пара примеров того, как это может быть реализовано.
— Многие проводят параллель между тем, как развиваются "Рамблер" и Yahoo!. Эти ресурсы долгое время определяли развитие интернета, поисковые системы отобрали у них лидерство. Кроме того, менеджмент обеих компаний совершал ошибки. И "Рамблер", и Yahoo! сейчас перерождаются. Вряд ли эти аналогии могут показаться надуманными. Как прокомментируете?
— Верно замечено. Я восхищаюсь Мариссой Майер (гендиректор Yahoo!.— "Ъ"). Компания достигает ощутимые результаты в кратчайшие сроки. По своему аудиторному показателю Yahoo! превосходит в США на несколько миллионов аудиторию Google. Сейчас это самый посещаемый ресурс в американском интернете, по данным PC-трафика comScore за сентябрь, и это произошло буквально за год ее работы. Стратегия Майерс строится вокруг портальной истории Yahoo! — объединение всех ресурсов для построения общей платформы. Не буду скрывать: это то, что мы будем делать с "Рамблером". Одно из моих любимых изречений принадлежит Пабло Пикассо: "Хороший художник копирует, гениальный — ворует". Если у коллег что-то получилось, почему бы это не повторить и нам? "Рамблер" был порталом, он им и остался, просто сейчас сам ресурс имеет небольшой перекос в область новостного поля. Нам необходим баланс, поэтому мы будем добавлять стандартные портальные сервисы и элементы.
— Каких сервисов следует ожидать пользователям "Рамблера" в ближайшее время?
— Всех секретов не раскрою, но намекну, что один из моих самых любимых продуктов — Yahoo! Finance. Мы также активно следим за развитием Demand Media, Glam Media и Huffington Post. История Yahoo! и Tumblr говорит о том, что у союзов между блогерской платформой и веб-порталом есть большое будущее. В России это Rambler плюс LiveJournal.
— Какие у вас планы в отношении видеоконтента и онлайн-вещания?
— Сейчас мы предлагаем видео на наших площадках, но этого мало. В видеоинвентаре нуждаются аудитория и рекламодатели, количество видео на всех наших площадках будет увеличиваться. У нас существует предварительная договоренность с крупными правообладателями на использование их видеоконтента. И мы продолжаем вести переговоры. Кроме того, нас очень интересует интеграция с телевидением. Сейчас одной из самых обсуждаемых тем в этой области является использование "второго экрана" (смартфона, ноутбука или планшета во время просмотра телепередач.— "Ъ"). У нас есть свои интересные идеи, которые мы хотим реализовать совместно с телекомпаниями. Мы предоставляем премиальный контент и выглядим в данном случае как идеальный партнер для телеканалов, чтобы обслуживать вещание с помощью собственных решений. Причем они выходят за стандартный в традиционном понимании контекст, который возможен на ТВ: это может быть более таргетированная реклама, потому что мы хорошо знаем пользователя. Более того, технологически "второй экран" может предоставлять дополнительные премиальные элементы видео, такие как важный для спортивных вещаний multicam view.
— В какой стадии находится этот проект? С какими телеканалами наметили сотрудничество?
— Пока мы находимся в фазе изучения и только приступаем к переговорному процессу. Партнерские отношения планируются с большим количеством игроков.
— Если переходить к обсуждению медиаактивов "Афиша-Рамблер-SUP", то насколько целесообразно сосуществование в рамках одной компании двух общественно-политических СМИ - "Газеты.Ру" и "Ленты"? Возможно ли между ними взаимодействие, не опасаетесь, что они будут каннибализировать друг друга?
— Сразу оговорюсь, что "Лента" и "Газета.Ру" — это в первую очередь новостные издания, а не общественно-политические. Общественно-политические тексты, публикуемые "Лентой" и "Газетой", занимают всего 15-20% общего контента. Я не боюсь каннибализации: "Газета" и "Лента" почти год занимают верхние строчки новостных СМИ, по версии "Медиалогии". Что касается конкуренции, то эти площадки — не единственные наши конкурентные продукты, у нас есть "Афиша. Мир" и Redigo.ru, "Авторамблер" и Quto.ru. В качестве примера упомяну компанию LVMH, крупнейшего производителя товаров сегмента luxury. В его состав входят известные бренды одной категории: модные дома Louis Vuitton и Dior, производители шампанского Veuve Cliquot и Moet & Chandon, часовые компании Tag Heuer и Zenith и т. д. Как вы думаете, такое соседство мешает компании быть успешной?
— Недавно вы запустили сразу три новых медиапроекта под брендом "Афиша": "Афиша-Город", "Афиша-Волна" и "Афиша-Воздух". Не боитесь, что аудитория между сайтом Afisha.ru, журналом и новыми проектами будет размываться и получится эффект, обратный тому, что задумывался?
— "Афиша" сама по себе трендсеттер и теперь снова демонстрирует опережающий подход. Изначально новые три продукта задумывались как возможность дифференцировать контент. Если оперировать цифрами, то общая суммарная аудитория "Афиши" с момента запуска трех новых медиапроектов увеличилась на 25% за две недели. Для меня это характеристика того, что проект успешен. В течение полугода мы планируем еще несколько интересных релизов, например "Афиша. Сериалы" и "Афиша. Рестораны".
— Какой будет судьба популярных офлайн-мероприятий, таких как "Пикник "Афиши""?
— Прошедший в июне юбилейный "Пикник" был рекордным по посещаемости, в августе мы успешно провели "Праздник еды". Более того, мы расширили команду спецпроектов и хотим выйти за рамки двух ежегодных мероприятий. Думаем о том, чтобы охватить ими и регионы, разрабатываем новые тематические мероприятия. Также мы сотрудничаем с федеральным Министерством культуры и недавно запустили совместный проект "Музейная карта". По тому, насколько активно люди пошли в музеи, пользуясь картой, видно, что пилот успешен, будем развивать проект дальше. Музейную карту сделаем на платформе "Рамблер-Кассы".
— Насколько по итогам года удастся сократить расходы в объединенной компании? Когда ее бизнес станет прибыльным?
— Оптимизация расходов — одна из приоритетных задач, которые я поставил перед собой и своей командой. К концу года суммарно мы доведем сокращение всех расходов компании на несколько десятков процентов, разумеется, без причинения ущерба качеству премиальных продуктов. Чем хорошо объединение? Тем, что можно использовать эффект синергии и централизовать общие функции. Плюс оно повышает уровень финансового контроля, для нас это необходимо, поскольку для инноваций необходимы реальные финансовые ресурсы.
— Какой в вашем понимании будет компания "Афиша-Рамблер-SUP" в недалеком будущем? К чему вы стремитесь?
— Американский ученый и компьютерный гений Алан Кэй сказал: "Лучший способ предсказать будущее — изобрести его". Вместе с существующей командой и приглашенными западными экспертами мы разрабатываем продукты, используя следующие принципы. Во-первых, в любом проекте мобильная версия — это приоритет. Интересно, что здесь нет четко выраженных лидеров, идет период "золотой лихорадки", и для нас важно застолбить территорию. Во-вторых, это сотрудничество со всеми ресурсами компании, назовем это платформой. И в-третьих, исключительный пользовательский интерфейс и качество продуктов.
— Вы много лет работали в достаточно закрытой от внешнего мира корпорации. Расскажите, чему вас научил опыт работы в Apple и что вы привнесли в "Афиша-Рамблер-SUP" оттуда?
— Основной принцип, который я вынес из работы в Apple, заключается в том, что успех компании в первую очередь строится на уникальных талантах. Если ты нанимаешь очень качественных специалистов, то они притягивают себе же подобных. И вместе с лучшими специалистами вы получаете хорошую внутреннюю среду и корпоративную культуру.
— При вашей занятости удается ли находить время для хобби? Какие у вас увлечения?
— Не хотелось бы создавать лишних иллюзий, очевидно, что работа на этапе объединения и интеграции активов требует колоссального количества времени. Но если все же говорить о хобби и личных предпочтениях, то в детстве играл на различных музыкальных инструментах. Сейчас реальные инструменты я заменил на музыкальное приложение Garageband, iPad, наушники и продолжаю играть. Увлекаюсь горными лыжами и футболом.
— Стало быть, вы болельщик. Какую команду поддерживаете, если не секрет?
— Три года я прожил в Англии, еще девять лет — по соседству и за это время очень увлекся британской футбольной культурой. Сейчас продолжаю болеть за английский футбол. Конкретнее за "Манчестер Юнайтед". Причем у нас семейный конфликт: сын болеет за "Челси". Можете себе представить, какие баталии между нами бывают.
Интервью взял Роман Рожков
Источник: КоммерсантЪ