«Цифровые публикации: возможности, ожидания потребителей, монетизация», — Константин Груздев, Webpublication

Константин Груздев, директор российского офиса французской компании Webpublication на состоявшемся позавчера в Москве круглом столе «Печатные и электронные СМИ: от конкуренции к сотрудничеству», основываясь на опыте своей компании, рассказал о тонкостях вопроса создания электронных приложений на основе издательского контента. PlanetaSMI.RU делится услышанным со своими читателями.

Существует несколько мотиваций, побуждающих производителей контента к созданию электронных версий:

  • Имидж.
  • Создание нового канала для распространения информации или для осуществления продаж.
  • Экономия бюджета на распространении и печати, к чему часто прибегают, например, издатели корпоративных журналов.
  • Оптимизация процессов информационного обмена.
  • Создание дополнительного инструмента для коммуникации. Одним из примеров здесь могут стать информационные проекты, запущенные крупными компаниями для информирования клиентов. Одним из таких проектов стала брошюра, созданная Webpublication для «МТС Банка», посредством которой компания консультировала клиентов по ряду банковских операций.
 

Приложение для «МТС Банка», созданное компанией Webpublication

Ожидания потребителей

При этом у потребителей цифровых публикаций есть и свои ожидания.

Во-первых, инструменты навигации: содержание должно быть интерактивным, макет должен содержать миниатюры, должны присутствовать поисковая система и возможность делать закладки...

Во-вторых — обязателен интерактив.

В-третьих — мультимедиа: видео, звук, фотогалереи.

В-четвертых, все должно быть визуально привлекательно, красиво.

Но самое главное: приложение должно быть простым и удобным в использовании. Пользователь, привыкший к печатной верстке, не должен теряться, используя знакомый издательский бренд на планшете.

Очень показательный эксперимент в этой части провело французское издательство Marie Claire, в состав которого сегодня входит почти 90 различных изданий. Полтора года назад для двух из них было выпущено по две различных цифровые версии: одна была выполнена на основе печатной верстки с добавлением интерактива, вторая — переверстана полностью. Итог эксперимента оказался несколько неожиданным. Выяснилось, что самое простое решение стало самым востребованным у читателей. Многие из них даже обращались в редакцию с просьбами: мол, спасибо, все красиво и здорово, но мы теряемся в непривычной навигации, поэтому, если возможно, сделайте верстку проще.

Необходимо помнить, что наши читатели сегодня окружены огромным количеством различных каналов информации. У них нет ни времени, ни желания что-то искать, читать и смотреть дополнительно. Они часто оказываются в ситуации, когда надо следить одновременно за несколькими экранами. И тут не до дополнительных разбирательств в навигации… Поэтому и выходит, что самое главное в приложении простота и удобство в пользовании.

Содержание

Весь издательский процесс заточен на создание контента. У его производителей есть журналисты, фотографы, верстальщики, дизайнеры… И в результате их труда получается итоговый ПДФ, который и уходит в печать. Однако при создании цифрового приложения все не так просто. Здесь существует несколько вариантов упаковки контента:

  1. Использование печатной верстки с добавлением интерактива и мультимедиа.
  2. Частичная адаптация печатной верстки к цифровому миру.
  3. Верстка специально для цифровых устройств.
  4. Использование автоматической верстки, исходя из базы данных. Такая схема наиболее приемлема для газет. Например, ее использует при создании приложения The New York Times.

Монетизация

 

Какие бизнес-модели при выпуске цифрового приложения сегодня существуют?

  1. Повышение продаж печатной версии за счет бесплатной электронной.

Таким путем пошел, например, английский журнал Light. Он создал высококачественное приложение, которое распространялось бесплатно для подписчиков печатной версии издания.

  1. Параллельная продажа печатной и электронной версий.

Эта бизнес-модель актуальная для производителей качественного контента, имеющих лояльную аудиторию. По наблюдениям, среди покупателей цифрового контента бытует мнение, что электронная версия должна быть на 30% дешевле печатного аналога за счет отсутствия расходов на печать тиража и доставку.

  1. Только электронная версия.

Такая бизнес-модель чаще всего применяется издателями абсолютно новых проектов.

  1. Бесплатная версия, финансируемая рекламодателями.

Данная бизнес-модель становится все актуальнее. Например, во Франции инвестиции в мобильную рекламу со стороны рекламодателей в течение последних трех лет растут на 75% ежегодно. А согласно собранной статистики, 91% читателей, пользующиеся смартфонами и планшетами, обращает внимание на размещенную рекламу. Поэтому у данной бизнес-модели большой потенциал. К тому же к цифровой версии можно подключить статистику. Это позволит при проведении переговоров с рекламодателем опираться на реальные цифры.

Платформы

Каналов для организации распространения и продаж контента у издателей два: интернет-сайты и приложения.

И либо издатели создают их сами, либо используют уже существующие киоски. Если используется готовый киоск, с издателя взимается процент за каждую продажу; если собственный — необходимы отчисления в размере 30% в адрес Apple или Google за использование их платформы.

Что же касается продаж посредством сайтов, то это направление малоэффективно. Причина проста: люди привыкли к тому, что абсолютно все цифровое содержание, начиная с музыки и видео, в Интернете должно быть бесплатно.

На этом в свое время обожглись многие французские издательства, создавшие в начале 2000-х годов свои сайты в Интернете и пытавшиеся монетизировать контент посредством продаж через них. Ничего не получилось. Однако потом появились мобильные  устройства, цифровые приложения… Люди быстро привыкли ими пользоваться и осуществлять покупки любого содержания. Процесс пошел. В него включились и издательства, сначала выставив свои журналы в уже готовые киоски, а потом создав собственные приложения. Где теперь, к слову, продают и рекламу, получая дополнительный доход.

Окупаемость

Для того, чтобы реально оценить сроки окупаемости цифрового приложения, можно обратиться к следующему примеру.

  1. Проект:
  • электронная версия как новый канал для продажи;
  • ежемесячный журнал;
  • печатная верстка с использованием интерактива и мультимедиа;
  • продажа через приложения iOS (iPad/iPhone) и Android (смартфоны/планшеты);
  • цена печатного журнала — 100 руб. за номер;
  • цена электронной версии — 70 руб. за номер;
  • комиссия Google/Apple (30%) — 21 руб. за номер;
  • прибыль на каждый номер — 49 руб. за номер.
  1. Стоимость разработки:
  • разработка двух приложений (iOS и Android) — 170 000 руб.
  • стоимость «превращения» каждого номера в электронную версию с мультимедиа и интерактивом — 15 000 руб.
  1. ROI:
  • окупаемость разработки приложений — 3 470 продажных номеров;
  • окупаемость каждого номера — 307 продажных номеров.

Александра Вознесенская

 

Источник: PlanetaSMI.RU