Как известно, реклама — двигатель торговли. Согласно прогнозам по глобальному рынку рекламы, сегмент Интернета в ближайшие годы только усилит свой рост.
Однако тут нужно иметь ввиду, что все приведенные выше цифры касаются контента в целом, независимо от того, по каким каналам он распространяется — цифровым или печатным. Это все — единый контент, который просто нашел новые каналы распространения. Поэтому очень важно, что бы бренды печатных СМИ нашли собственную нишу в цифровом мире, и таким образом сохранились. Если они этого не сделают, они умрут.
Россия развивается аналогично общемировым тенденциям.
Скорость роста рекламных расходов в Интернете существенно превышает аналогичный показатель по печатным СМИ. Поэтому уже сегодня необходимо понимать, насколько активно и динамично будет развиваться цифровая среда и ее носители.
На самом деле массовые цифровые мобильные устройства появились на рынке относительно недавно — всего лишь в 2007 году. Смартфон — в 2007-м, планшет — в 2010-м. Традиционно первым гаджетами, максимально приспособленными для чтения, были ридеры. По нашим оценкам, в этом или 2014-м году ридеры пройдут пик своей популярности. Ежегодные их продажи в России на тот момент превысят 3 млн. штук, и затем начнут снижаться.
Ридеры будут вытесняться планшетами. Многофункциональные устройства более понятны и нужны потребителю. А планшеты, кроме прочего, очень удобны для чтения периодических изданий.
Необходимо отметить еще одну интересную тенденцию. Стационарные компьютеры все больше будут вытесняться в офисы; домашним компьютером станет ноутбук.
На формирование цифровой среды для передачи контента большое влияние окажет и «Смарт-ТВ». Что такое «умный телевизор»? Это экран, который можно подключить к Интернету, и использовать его, в том числе, для чтения. Согласно последним данным, в этом году из 100% купленных в Москве телевизоров, 40% имеют возможность выхода в Интернет. Фактически «Смарт-ТВ» превращается в некий семейный центр досуга. И если рассматривать издательский контент в перспективе (с созданием динамичных электронных копий), то не исключено, что их просмотр и использование будет происходить именно посредством «Смарт-ТВ». Например — в целях обучения.
Основная тенденция развития мультимедийных носителей заключается в их мобильности. Это очень удобно для потребителя. Теперь он может получать информацию в любом месте и практически в любое время. Вопрос только в наличии и качестве связи. И рассуждая о перспективах широкополосного доступа, о чем говорил главный эксперт центра мониторинга и анализа процессов в медиа Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян, необходимо учитывать, что большая часть его пользователей мобильны. На сегодня в России к Интернету подключено 77 млн. мобильных устройств, а охват населения сетями 3G составляет 60-70%. Таким образом, данный вид услуг уже доступен значительной части россиян.
Уровень проникновения широкополосного доступа в России, по нашим оценкам, к 2016 году достигнет отметки 125 млн. подключенных мобильных устройств. Это означает, что практически все экономически активное население страны будет подключено к Интернету. И это необходимо учитывать, при планировании своего будущего всем производителям контента.
Надо признать, что на сегодняшний день рынок электронных изданий практически не исследован. В отличие от сегмента электронных книг. Начиная с 2010 года, рынок продаж цифровых копий книжных изданий вырос в четыре раза. Основным драйвером покупки электронного контента стали как раз мобильные устройства.
Сейчас в нашей стране культура мобильного потребления только формируется. Реальному пользователю заплатить 100 рублей за контент, который ему нужен прямо сейчас и прямо здесь, не сложно. Люди стали более подвижны, более мобильны. И это отражается на медиарынке. По нашим прогнозам рынок продаж электронных книг к 2016 году превысит 500 млн. рублей. И если сегодня электронные продажи вряд ли превышают 5% от общего тиража книг, то к 2016 году этот показатель достигнет не менее 15%.
Медленных изменений на рынке уже не будет. Он измениться очень быстро. И, на мой взгляд, задача, стоящая сейчас перед отраслью издания и распространения периодических изданий, заключается в том, чтобы оценить и исследовать его для реальной оценки перспектив дальнейшего развития.
Александра Вознесенская
Источник: PlanetaSMI.RU