«Опыт издательского дома "Комсомольская правда" в переходе от бумаги в цифру»

На состоявшемся 19 ноября круглом столе «Печатные и электронные СМИ: от конкуренции к сотрудничеству», первый заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда» Александр Чепель подробно рассказал обо всех проектах, которые издательство развивает под брендом «КП». Опыт для российского рынка поистине уникальный. PlanetaSMI.RU публикует материал, основанный на рассказе Александра Владимировича.

На сегодняшний день бренд «Комсомольская правда», помимо газетного, развивает три дополнительных направления: Интернет, радио и телевидение. Все эти платформы выходят под названием «Комсомольская правда».

Сайт kp.ru был запущен в 1998 году, через два года после запуска первого сайта в Рунете. За это время проект прошел большой путь. Качественный импульс к развитию он получил в 2006-2007 годах, когда издательство объединило более 40 разрозненных сайтов «КП», созданных ее региональными редакциями.

На сегодняшний день сайт уверенно входит в ТОП ведущих информационных сайтов страны и Европы. На его базе запущено достаточно большое количество приложений для мобильных платформ.

Рисунок 1

 

 

За шесть лет, начиная с 2007-го года, посещаемость сайта выросла почти в шесть раз.

Рисунок 2

 

 

Модель монетизации сайт основана, в основном, на продаже рекламы. Кроме того, в редакции проводятся всевозможные эксперименты по монетизации иных сервисов, включая продажи интернет-версий газет, билетов, книг и т.д. Были эксперименты и со спонсированием статей.

Александр Чепель:

  • Мы регулярно задумываемся об организации платного доступа к сайту, но так получилось, что нам есть что терять. Я имею ввиду, прежде всего, накопленные к настоящему моменту рекламные доходы: мы понимаем, что введение платного доступа резко ограничит посещаемость, а это — тот ресурс, благодаря которому мы эти рекламные доходы и зарабатываем.

Основа ИД «Комсомольская правда» — информация и аналитика, поэтому альтернативные к газете площадки развиваются как информационные, аналитические, новостные платформы.

Радио

Сеть радиостанций «Комсомольская правда» начала развитие в 2009 году — тогда, в феврале, было запущено эфирное вещание по Москве. За прошедшие четыре года радиостанция начала работать в 20 городах страны; порядка 17 городов сейчас находятся в разработке, и по планам до конца 2014 года в большинстве из них начнет вещание радио «Комсомольская правда».

Рисунок 3

 

 

На сегодняшний день ежедневная аудитория радиостанции составляет 235 тыс. человек, еженедельная — 626 тыс.

Александр Чепель:

  • Нас эти цифры не устраивают, и мы продолжаем поиск своего формата в радиовещании. Отдельно скажу, что примерно половина «наших» городов работают на лицензиях, принадлежащих издательскому дому, и еще половина — это партнерство. Мы видим развитие нашей сети в партнерстве с независимыми от нас игроками радиорынка.

Рисунок 4

 

 

Рисунок 5

 

 

Рисунок 6

 

 

ТВ

Самый молодой проект под брендом «КП» — телеканал. Он был запущен в сентябре 2011 года. Его появление стало результатом экспериментов редакции в области интернет-вещания.

Сейчас вещание телеканала организовано круглосуточно семь дней в неделю на всех основных спутниковых платформах. Количество домохозяйств, которые имеют техническую возможность смотреть телеканал «Комсомольская правда» среди кабельных операторов — 6,6 млн.; спутником охвачено порядка 8 млн. абонентов. Таким образом, часть телесмотрения обеспечивают Интернет, мобильные приложения, а также телевещание через «Смарт-ТВ». В редакции оценивают технический охват в размере порядка 25 млн. абонентов, а если эту цифру помножить на три (среднее количество членов семьи), то получается, что более 54 млн. человек в России имеют возможность смотреть телеканал.

Рисунок 7

 

 

Рисунок 8

 

 

Рисунок 9

 

 

Все платформы, работающие под брендом «КП» (газета, сайт, радио и телевидение) используют общие ресурсы издательского дома. Прежде всего, это ресурсы так называемой большой редакции. Телеканал, радиостанция и сайт не имеют своей редакционной команды.

Александр Чепель:

  • У нас есть большая редакция, которая обеспечивает производство основного контента. Но есть и профильные люди, работающие на одной из этих платформ, которые упаковывают контент под особенности данной платформы. Большинство передач как на радио, так и на ТВ, синергичны: либо одновременно выходят в прямом эфире, либо, допустим, на радио в прямом эфире, а на телеканале — в записи.

Чего «понесло» «Комсомолку» на радио и телевидение? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на динамику рынка рекламы за последние годы. Устойчивая тенденция последних полугодий: доля рекламных доходов в прессе снижается, тогда как на ТВ, радио и даже в наружной рекламе растет.

Рисунок 10

 

 

Александр Чепель:

  • По итогам девяти месяцев этого года отрицательную динамику показали три сегмента рекламного рынка, и, к сожалению, все три находятся в зоне печатных СМИ: газеты, журналы и рекламные издания. Остальные сегменты показали рост от 28% (Интернет) до 9% (телевидение). Отмечу, что если говорить о газете «КП», то у нас распределение доходов таково: примерно 70% приходится на рекламу и 30% на продажи тиражей по подписке и в розницу. И мы четко понимаем, что возможности наращивать доходы в области распространения у нас ограничены спросом и готовностью населения платить деньги за продукт. А вот наращивать доходов в области рекламы — резервы есть.

Если посмотреть на график динамики выручки проектов под брендом

«Комсомольской правды», то видно, что гораздо эффективнее процесс идет на электронных площадках. В издательстве ожидают, что по итогам 2013 года общая выручка от электронных платформ составит примерно 322 млн. руб., а это 11% от общей выручки бренда «Комсомольская правда».

Рисунок 11

 

 

На следующий год у «Комсомолки» достаточно агрессивные планы.

Александр Чепель:

  • В 2014 году мы должны как минимум удвоить продажи на телеканале и радиостанции, а также существенно нарастить их в Интернете. Поэтому предполагаем, что доля общих доходов бренда от новых платформ будет только увеличиваться.

 

Александра Вознесенская

 

Источник: PlanetaSMI.RU