Созданный компанией Google онлайновый сервис переводов дает возможность российским пользователям интернета просматривать сайты с противозаконной информацией, включенные в черный список. На переговорах с представителями МИД РФ и Совета Федерации в США на прошлой неделе менеджеры штаб-квартиры Google обещали закрыть эту дыру. Об этом «Известиям» рассказали российские участники переговоров.
— Google готова идти навстречу и работать в рамках российского правового поля. Сейчас они пытаются на ходу корректировать свою деятельность, чтобы не потерять клиентов. Как это будет выглядеть на практике, надо будет смотреть, — говорит уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов.
В Google заявили, что «о проблеме знают, и в ближайшее время она будет решена», добавил другой член российской делегации, член Совета Федерации Руслан Гаттаров.
В прошлом году, после вступления в силу закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в рунете появился так называемый черный список. В него включают сайты с запрещенной информацией: детской порнографией, информацией о продаже наркотиков, пропагандой суицида и т.п. Эксперты ФСКН, Роскомнадзора и Роспотребнадзора дают оценку информации, на которую жалуются пользователи интернета. Если контент признан противозаконным, то сайт или отдельная его страница вносится в черный список — и все российские операторы связи обязаны блокировать доступ к такой информации.
Однако переводческий сервис Google Translate позволяет просматривать русскоязычные сайты без всякого перевода, на русском языке, в том числе включенные в черный список.
— При обращении к веб-странице с помощью Google Translate ее содержание загружается сначала на серверы Google, а уже затем отправляется пользователю, — пояснял ранее «Известиям» депутат Госдумы Илья Костунов. Непосредственного обращения из России к сайтам из черного списка не происходит, и поэтому установленные у отечественных провайдеров системы блокировки не срабатывают.
По словам Костунова, он еще в июле написал в Роскомнадзор об этой проблеме. В официальном ответе (есть у «Известий») представители ведомства подтвердили, что опытные пользователи интернета могут могут обойти ограничения, накладываемые законом.
В российском офисе Google отказались прокомментировать, как технически может быть ликвидирована дыра в защите от противозаконной информации.
— Чтобы это сделать, Google должна будет получать список запрещенных сайтов, так же как его получают делают российские провайдеры, и фильтровать пользовательские запросы по этому списку, — объясняет Евгений Кускевич, технический директор компании Ru-center. — При этом необходимо будет отслеживать географию запросов, чтобы фильтрация применялась только для России и ресурсы не оказались заблокированными для жителей других стран.
Согласно закону «О защите детей от информации...» доступ к черным спискам могут получить только российские операторы связи. В Роскомнадзоре сообщили, что американская компания пока не запрашивала информацию по реестру запрещенных ресурсов.
Российские представители на переговорах с Google, по их словам, обсуждали также вопрос о «всплывающих подсказках» в поиске. Когда пользователь набирает нужную фразу в строке поиска Google или «Яндекса», портал автоматически предлагает варианты ее завершения. Когда в Google начинают вводить, к примеру, слово «наркотик» — система предлагает разные варианты фраз, имеющих отношение к этой теме. Между тем в «Яндексе» нет подсказок о наркотиках, с матерными словами и т.п. По словам Гаттарова, в Google уже знают и об этой проблеме и работают над ее решением.
— У «Яндекса» механизм подсказок — автоматический, это запросы, которые пользователи задают много раз, — сообщили в пресс службе «Яндекса». — Наши алгоритмы предъявляют жесткие требования к тому, какие слова могут попасть в подсказки, а какие нет. Мы исходим из того, что подсказки должны быть пригодны для всех пользователей «Яндекса», в том числе и для детей. Они не должны быть оскорбительными или содержать запросы, по которым в выдаче потенциально могут быть «взрослые» результаты.
Обойтись здесь простым списком «плохих» слов не получается, уточняет Андрей Калинин, руководитель «Поиск@Mail.Ru», приходится просматривать запросы вручную и удалять «плохие» подсказки, составлять специальные правила.
Владимир Зыков
Источник: Известия