Теория и практика распространения прессы в Германии. Стажировка АРПП

В рамках стажировки АРПП в г. Мюнхен (Германия) прошел круглый стол по вопросам сотрудничества издателей, оптовиков и распространителей прессы, опыта дистрибуции печатных изданий в Германии.

С докладом о системе розничного распространения прессы в Германии выступил Вернер Цирлик (Werner Zirlik), управляющий директор Trunk GmbH. Он остановился на ключевых аспектах оптовой торговли прессой на примере функционирования его компании. В ходе своего выступления г-н Цирлик рассказал о компании Trunk Group, которая включает такие бизнес-направления, как оптовая дистрибуция, розничное распространение прессы, электронная торговля печатной продукции, а также сервисы в области логистики и пр. Предприятие сотрудничает с компаниями и аэропортами, предоставляя также услуги кейтеринга и поставки продуктов на борта самолетов.

Докладчик обозначил задачи распространителей печатной продукции в стране, показав, что Германия является очень урегулированной системой, с точки зрения политики по защите свободы распространения прессы и доступа к информации. Это прописано в основном законе Германии, который представляет базис для этого. В Германии существует 122,3 тысячи пунктов розничной торговли прессы. Это означает, что на 700 жителей приходится 1 точка распространения периодики.

Для оптовых дистрибуторов существуют региональные монополии. Это право означает, что в рамках определенной территории только один оператор вправе доставлять совокупный ассортимент прессы на точки розничной продажи. Г-н Цирлик продемонстрировал территориальное разделение между оптовиками Германии, чья структура базируется на реальном географическом расположении. Тенденцией в отрасли является территориальное укрупнение оптовиков прессы.

Издательства решают вопрос, какое количество печатной продукции следует доставлять, и это право они делегируют оптовику. Издатель определяет рыночную политику, получает полную информацию о продажах. Характерной чертой рынка СМИ Германии является фиксированная цена на прессу, на всех точках продаж, которая определяется издателями. Последние также четко прописывают оптовикам графики поставок – когда издание должно появиться на полке и на какой срок будет там присутствовать – в рамках годового планирования. Оптовик вправе доставлять прессу только розничным торговцам, что отражено во всех договорах.

После выступления Вернера Цирлика состоялась дискуссия с представителями российской делегации АРПП, в ходе которой он пояснил, что риски по продажам товара и ремиссионные издержки остаются за издателями. На вопрос аудитории о возможности убытков оптовиков, докладчик подчеркнул, что договоры между издателями и дистрибуторами исключают такое положение. Он рассказал, что при открытии новой розничной точки за основу ассортимента берется торговый объект со схожими территориальными и покупательскими характеристиками, и впоследствии идет корректировка объема поставок, исходя из процента ремиссии.

Участники стажировки отмечали, что структурированная система отношений с государством и внутри рынка сейчас является больным вопросом для России. Вследствие чего возникает вопрос, какими законодательными актами регулируются взаимоотношения между игроками рынка СМИ. Г-н Цирлик пояснил, что эти положения определяются основным законом – Конституцией. На основе этого документа построены все системы.

В ходе дискуссии докладчик дал развернутые ответы об ассортиментной политике на точках продаж, системе мерчендайзинга, правовых вопросах сотрудничества издателей и распространителей прессы в Германии.

Состояние и основные тренды распространения прессы в России и за рубежом отразил в своем выступлении генеральный директор ООО «ПМБЛ» А.-Ф. Листевник (Arnd-V. Listewnik). Он подчеркнул, что во многом европейская модель распространения прессы схожа с немецкой, в которой присутствует правило регионального эксклюзива для оптовиков. Он подтвердил тезис предыдущего докладчика, что тенденциями на рынке СМИ Германии является увеличение скорости продаж и падение оборота, слияние оптовых распространителей, сокращение количества торговых объектов прессы, в частности за счет закрытия специализированных точек продаж. Сегодня в стране 65 оптовых компаний, а совокупный ассортимент изданий составляет 2 тысячи наименований международной прессы и 4 тысячи национальной. Причем 14% рынка приходится на 37 компаний.

А.-Ф. Листевник показал сходства и различия систем дистрибуции России и Германии, отметив, что в Германии покупатель несет, в конечном счете, все расходы, которые закладываются в цену, а риск по распространению несут в основном издатели. Различия между странами состоят в том, что в отличие от России здесь нет свободной конкуренции, цены на продукцию устанавливаются издателями и требуют обязательного обозначения на обложках печатной продукции, у каждого оптовика есть закрепленный регион, где он обязан распространять все издания всех издательств.

В заключение А.-Ф. Листевник сделал выводы о том, что модели западно- и восточноевропейских стран схожи с немецкой моделью. Основное различие - в количестве оптовиков, обслуживающих всю территорию страны. В отношениях между издательствами действуют те же принципы.

Филипп Джей Джеки (Philipp J. Jacke), управляющий директор компании Media Carrier, рассказал на примере собственного сервиса о системе цифровой дистрибуции печатных изданий. Предприятие Media Carrier, созданное в 2011 году, работает в рамках Trunk Group. Основной задачей компании является доставка клиентам национальной и международной прессы в цифровом формате. На сегодняшний день Media Carrier имеет сеть партнеров по всем миру, и их число насчитывает 150 компаний. Джеки назвал преимущества этой системы, целевую аудиторию и озвучил планы на будущее.

Пользователь этой системы освобожден от задачи актуализировать издание. Например, печатная газета уже доступна в электронном виде до появления в розничных точках. Еще одним преимуществом использования данного сервиса является отсутствие необходимости иметь специализированное приложение или программное обеспечение. В настоящее время, подчеркнул Филипп Джей Джеки, компания ведет переговоры с крупными предприятиями, чтобы те создавали сервисы для своих сотрудников.

Исполнительный директор компании-производителя логистического оборудования TWI Нильс Бук (Nils Buck) напомнил собравшимся о поставляемых продуктах его компании. Он рассказал о достижениях предприятия, подробно познакомил с функционалом каждой из логистических систем, параметрах установки, а также ответил на интересующие вопросы российских делегатов в формате открытой дискуссии. В завершение г-н Бук пригласил участников стажировки АРПП посетить г. Карлсруе для знакомства с новыми линиями TWI по сортировке прессы, где можно было бы обсудить вопросы поставки специализированного оборудования на российский рынок.

Оськин А.В., председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), выступил с комментариями к докладам, представленным немецкой стороной. Он сделал акцент на принципиальных различиях между рынками печатных СМИ России и Германии, которые заключаются в разных системах договоров между издателями и распространителями прессы, отличающихся системах ценообразования и механизмах формирования доходов у издателей и распространителей прессы. В Германии на всех печатных СМИ указывается фиксированная розничная цена, а доходы участников рынка складываются из процентов, скидок, от розничной цены, т.е. маржа у розничных и оптовых продавцов формируется в виде стабильного процента от розничной цены, размеры которого определяются двухсторонними договорами с издателями.

В России, как известно, в основном применяются договоры купли-продажи, а розничная цена формируется в виде наценок на отпускную цену издателя. Кроме того, в Германии действует принцип территориального эксклюзива для дистрибуторов прессы, в рамках которого дистрибуторы обязаны поставлять печатную продукцию в максимальное число неспециализированных торговых точек, включая те, которые по продажам прессы являются нерентабельными.

Подводя итоги состоявшегося обмена мнениями и выступлениям, Оськин А.В. выделил главный результат стажировки отечественных распространителей в Мюнхене – это изучение положительного опыта немецких коллег в работе на рынке печатных СМИ, находящемся в трудной ситуации, в условиях растущего влияния интернета и изменяющегося спроса населения.

Полученная информация и навыки позволят участникам стажировки добиться новых положительных результатов в работе на отечественном рынке СМИ.

Пресс-служба АРПП