Фонд развития гражданского общества ошибается в прогнозах о будущем печатных СМИ

В ноябре этого года Фонд развития гражданского общества выпустил обширный доклад «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы», в котором предрекается кардинальное изменение медиаотрасли всего через семь лет, обусловленное новой технологической реальностью.  

В докладе, в частности, содержатся   тезисы в части будущего телевидения, радио и печатных СМИ, которые соответствуют общемировому тренду развития медиаиндустрии.

Однако, по нашему мнению, в докладе Фонда о будущем печатных СМИ, издательского дела и дистрибуции есть положения, противоречащие мировому и отечественному направлению развития печатной индустрии. Материалы международных форумов по этой проблематике, в частности, конгрессов Дистрипресс, Всемирных газетных конгрессов, Всемирных журнальных конгрессов, Международных форумов редакторов и др. содержат принципиально другие выводы, отличающиеся от прогнозов доклада. 

В докладе Фонда прогнозируется падение тиражей бумажных версий газет и журналов вплоть до полного их исчезновения в период между 2020 и 2030 годом. Также, по мнению авторов документа, будет происходить постепенное сокращение рекламных доходов печатных СМИ, что приведет к закрытию или уходу в интернет деловых и специализированных изданий и вынудит массовые издания расширять аудиторию своих печатных и электронных версий за счет перехода на бесплатное распространение с одновременным увеличением тиража. Выводы авторов доклада в отношении перспектив российского и общемирового рынка печатных СМИ весьма категоричны, но  не   убедительны. 

Действительно, рынок печатных СМИ России не первый год демонстрирует отрицательную динамику, как в количественных, так и в стоимостных показателях, некоторые газеты и журналы перестают выпускаться в бумажной версии, уходя в интернет. Видимо, эти факты и побудили авторов доклада сделать далеко идущие выводы о неизбежной «смерти» бумажных газет и журналов. Поэтому мы хотели бы привести другие данные по рынку печатных СМИ России и зарубежных стран, касающиеся позитивных тенденций в отрасли. Так, по данным Роскомнадзора, только за 10 месяцев 2013 года в нашей стране зарегистрировано 4283 новых печатных СМИ, из них 2153 газеты, 1976 журналов и более сотни альманахов, бюллетеней и сборников. Кстати,  за тот же период зарегистрировано всего 51 новое электронное периодическое издание, а общее их количество в России сократилось более чем на 500. Аналогичные процессы наблюдаются и за рубежом. Т.е. отмечается естественный оздоровительный процесс вымывания изданий, потерявших спрос у населения, и появления новых издательских продуктов, обладающих востребованной  информационно-потребительской стоимостью. 

Важно отметить, что в России к причинам сокращения продаваемых тиражей печатной продукции можно отнести проблемы в системе их распространения, а именно, ликвидацию каналов дистрибуции печатного слова, уничтожение более чем на четверть газетных киосков и более чем в 3 раза книжных магазинов. 

Нельзя не согласиться с утверждением авторов доклада о сокращении рекламных доходов печатных изданий. Также не подлежит сомнению то, что интернет и новые технологии оказывают все большее влияние на рынок печатных СМИ. Но прогнозируемые в докладе сценарии его дальнейшего существования – от полного исчезновения бумажных версий газет и журналов до перехода некоторых изданий на бесплатное распространение – не представляются столь убедительными и однозначными. В России и во всем мире издатели ведут поиск новых моделей развития. Эксперты рынка печатных СМИ все чаще говорят о необходимости перехода от рекламоцентричной модели издательского бизнеса к продажецентричной, и об этом, в частности, шла речь на последнем 58 конгрессе Дистрипресс в Торонто. Как показывает и российский, и зарубежный опыт, внедрение цифровых технологий в издательском деле способно не погубить, а напротив, поддержать печатные версии изданий. Тем более что именно печатные версии СМИ дают наибольшие доходы издателям, а доля в доходе электронных версий составляет в среднем не более 3%. Именно этим объясняется тот факт, что в текущем году ряд интернет-СМИ приступили к изданию своих бумажных версий. В их числе сайт «Эхо Москвы в Петербурге», который осенью этого года стал издавать свой еженедельник тиражом 10 тыс. экземпляров, а также детский портал холдинга РБК с новым печатным журналом «Твиди», журнал Newsweek, вернувший свою печатную версию после годичного перерыва, интернет-издание Politico, запустившее печатный журнал под названием Politico Magazine, и многие другие.

С учетом вышеизложенного хотелось бы пожелать авторам доклада «Традиционные медиа в 2020 году: тенденции и прогнозы» дополнительно рассмотреть процессы на рынке печатных СМИ в России и за рубежом и внести коррективы в свои оценки и выводы. 

Пресс-служба АРПП