"Мы живем в городе с дрянным климатом и жуткими пробками на Невском", – так начал Лурье свое выступление. В результате встречи автор успел не только рассказать о книге, но провести экскурс в историю "самости" Петербурга и петербуржцев.
"С 1830 по 1900-е годы сами жители этого города воспринимали его как пространство, совсем не пригодное для жительства, – пояснил он. – Достоевский говорил, что Петербург – это "языческие храмы, поставленные на чухонском болоте. Ленинград, а потом и Петроград, со временем превратился в ненужный придаток: слишком много библиотек, слишком много музеев, слишком много пожилых людей, которые помнят блестящие года"
Как отметил Лурье, портрет настоящего петербуржца складывался, менялся и сохранялся, несмотря на значительные потери населения: "В 1910 году 83% населения города составляли крестьяне. И ничего, город их "переварил". Мы дважды теряли 4/5 населения – в гражданскую и Великую Отечественную войну. Может, эти крестьяне и не были зодчими, но Эрмитаж и публичная библиотека сделали из них горожан".
В книге автор часто обращается к сравнению Петербурга с Москвой: "Я написал комплиментарную книгу. Я уверен, что мы отличаемся от Москвы в лучшую сторону. Этому мироощущению, нашей самости и посвящена книга "Без Москвы".
Одной из положительных особенностей города писатель назвал сниженную, по сравнению с Москвой, трудовую активность петербуржцев: "Мы меньше работаем, поэтому у нас есть время на саморефлексию, на походы в галереи и музеи". Лурье пояснил, что Москва берет от человека лучшее, при этом город неплохо расплачивается со своими жителями. "Вы замечали, что все дорогое лучше в Москве, а все дешевое – в Петербурге? – обратился к публике писатель. – Сменить "Порше" на "Бентли" в Москве легче и лучше, но зато в Петербурге не отравишься килькой и в кафе не получишь по морде".
Влияние на Петербург всегда оказывала Европа: "Он (Петербург) опять стал окном в Европу, чего не было в советское время. Петербуржцы в 5 раз чаще ездят в Европу, чем в Москву, а финское консульство выдает ежегодно 1,5 миллиона шенгенских виз".
"Западный ветер", по мнению Лурье, повлиял и на поведение горожан: "В нашем городе чаще стали останавливаться водители перед пешеходными переходами, а после посетителей Марсового поля летом не остается мусора".
У нас есть журналисты, но нет журналистики
Читатели расспрашивали Льва Лурье о том, что происходит с журналистикой в Петербурге. "У нас плохо с журналистикой – и с гонорарами, и рабочими местами. Хотя уровень журналистов в Петербурге меня вполне устраивает, – пояснил Лурье, с 2006 по 2009 год возглавлявший дирекцию документального вещания ТРК "Петербург – Пятый канал", где вел передачи "Культурный слой" и "Живая вода". – У нас нет телевидения: на "Пятом канале" нет ничего петербургского, кроме новостей и Ники Стрижак. А 100ТВ – бедный (телеканал), поэтому провинциальный. Канал "Санкт-Петербург – это жалкое приложение к газете "Петербургский дневник".
"Телевидение на самом деле, – продолжил Лурье, – довольно сомнительное занятие. В условиях цензуры оно довольно затратно, и непонятно, про что вообще. Главное, что есть на телевидении – это актуальность. Но видели ли мы по телевизору, что происходит в Украине сейчас? Нет, за этим мы лазили на "Газету.Ру" и "Ленту.Ру", чтобы почитать".
"Да, у нас есть Кирилл Набутов, – резюмировал писатель, – но нет каналов, которые могли бы себе позволить Кирилла Набутова". Впрочем, "западный ветер" не только дает, но и забирает. Прежде всего, специалистов, которым не хватает мест работы в Петербурге. Лурье отметил, что если тенденция усиления брэйндрейна, (от англ. brain-drain – утечка мозгов, прим. Лениздат.Ру), которая наблюдается и среди журналистов, сохранится, то " в Петербурге будет хорошо лишь выпивать, гулять, беседовать с приятелем на кухне, ходить в маленькие книжные магазины или величественный "Дом книги".
Высококлассных специалистов "креативных" профессий, в том числе журналистов, забирает не только Запад, но и Москва, так как в Петербурге мало рабочих мест. Писатель вспомнил, что после его ухода с "Пятого канала" молодые кадры из его редакции по большей части переехали в Москву. Не от любви к столице, а от отсутствия работы по специальности в Петербурге. "С одной стороны, здесь интересно жить, с другой – это создает достаточное количество проблем", – добавил Лурье.
Лев Лурье – историк, писатель и журналист. Обладатель "Анциферовской премии" за лучшее исследование истории Петербурга. Один из основателей классической гимназии, где преподает историю. В 2006-2009 годах возглавлял дирекцию документального вещания ТРК "Петербург – Пятый канал", вел авторские передачи "Культурный слой" и "Живая вода".
Ирина Журавлева
Источник: Lenizdat.ru