Чтобы добиться такого роста, почта намерена сфокусироваться на трех основных направлениях — доставке письменной корреспонденции, финансовых услугах и доставке посылок. Долю на рынке доставки писем «Почта России» рассчитывает нарастить за 10 лет с нынешних 80 до 91%, а выручку от этой услуги — с 33 млрд до 74 млрд руб. Для этого нужно, чтобы не менее 95% отправлений доставлялось в срок, гласит стратегия. Сейчас в Москве вовремя доставляется не более 15% корреспонденции, а между регионами — не более 53% (при нормативе 90%).
Преуспеть в финансовом бизнесе «Почта России» надеется благодаря развитой сети отделений. Почтовая сеть состоит из 42 000 отделений и позволяет открыть не менее 6500 банковских мини-офисов в городах с населением от 50 000 человек, говорится в стратегии. На руку почте и неразвитость рынка банковских услуг: банковские депозиты оформляло всего 15% россиян, кредитными картами пользуется 8%, тогда как, например, в США вклады оформляло более 50% граждан, а в Канаде 70% населения используют кредитные карты. К 2023 г. дочерний почтовый банк, по расчетам «Почты России», будет приносить предприятию не менее половины чистой прибыли (32 млрд руб. в год).
«У почты должен быть собственный электронный банк, а почтовые отделения будут точками приема и выдачи платежей», — сказал «Ведомостям» министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров в опубликованном сегодня интервью (см. стр. 08-09). Финансовые услуги «Почта России» оказывает и сейчас, но по агентской схеме, на которой зарабатывают ее партнеры, говорится в стратегии. Чтобы изменить ситуацию, предприятие может приобрести тот или иной банк и оказывать услуги самостоятельно.
Третье направление развития — доставка посылок от организаций частным клиентам (например, доставка товаров из интернет-магазинов). Выручка «Почты России» от таких услуг (включая плату за экспресс-доставку и доставку посылок из дистанционных магазинов) к 2023 г. может составить до 137 млрд руб., говорится в стратегии (см. инфографику).
Чтобы увеличить масштабы бизнеса, почте придется провести масштабную модернизацию: в ближайшие пять лет в предприятие нужно инвестировать около 140 млрд руб. Меньшую часть этих средств — 15-20 млрд руб. — «Почта России» изыщет сама, в частности, продавая лишние активы. Сейчас у почты очень много площадей, прежде всего в Москве: объекты на Мясницкой улице, Варшавском шоссе, приводит примеры Никифоров. Потенциал привлечения средств от продажи недвижимости может составить до 10 млрд руб., считает он. Кроме того, «Почте России» придется радикально — более чем втрое — увеличить задолженность, заняв в 2014-2018 гг. около 86 млрд руб., в результате ее чистый долг, в прошлом году практически равный показателю EBITDA, станет превышать этот показатель в 3,5-4 раза.
Соотношение чистый долг / EBITDA — 3,5-4 — очень высокое; например, у государственного «Ростелекома» оно составляет лишь 1,9, напоминает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. В теории это значит, объясняет он, что компания должна четыре года выплачивать долг, не делая капвложений (тогда как стратегией они, наоборот, предусмотрены, и большие — см. инфографику). Если предположить, что эффективная ставка по долгу «Почты России» будет примерно 8%, предприятию в течение нескольких лет придется отдавать кредиторам более 40% EBITDA. Но на деле проблем, скорее всего, не будет: есть компании, у которых чистый долг превышает EBITDA в 7 раз, но под гарантии государства им охотно выдают деньги, отмечает Венгранович.«Почту России» государство также не оставит без внимания, убежден он.
Представитель «Почты России» отказался комментировать стратегию до ее утверждения.
Источник: vedomosti.ru