Чем дышат российские СМИ: снижение затрат, повышение требований к журналистам, спецпроекты...

Российский медиа рынок сменил стратегию развития и экспансии на обдуманную экономию и постепенное сокращение расходов на творческий коллектив. Контент - решает все. И не обязательно, чтобы контент был собственного производства. Такие выводы от посещения ряда редакций в Москве.

В начале ноября выпускники Свободной школы журналистики посетили с образовательным визитом ряд редакций в Москве. Программа состояла из Look at Me холдинга (The Village, Look at Me, Fur Fur), Коммерсантъ, телеканала «Дождь». Хочу поделиться размышлениями и впечатлениями о медиа рынке северного соседа. 

Сегмент государственных СМИ. Если в Украине политики и крупные бизнесмены предпочитают, пользуясь кризисом, подешевке скупать медиа бренды, то в России все абсолютно наоборот. Там растет сегмент государственных СМИ. И в Москве, и в каждом городе или субъекте Федерации, действуют несколько муниципальных изданий/телеканалов/радиостанций. 

Источник финансирования - государственный бюджет. После кризиса 2008 года, когда в нескольких изданиях журналисты получали зарплату в долларах, а уже в 2009 году ту же цифру, но в рублях, только сегмент государственных СМИ остался незыблемым. Их зарплаты не пострадали. Порою даже выросли. 

После закрытия или сокращения частных СМИ, государственный сегмент пополнился качественными медиаменеджерами и журналистами. «Аргументы и Факты», «Вечерняя Москва»,  «Российская газета» - красочное тому доказательство. Их экономическая модель эффективна. Любые денежные поступления от рекламы - это не доход, а чистая прибыль. 

Крупные медиаигроки, в частности холдинг Коммерсантъ, с этого года перешли на стратегию экономии. Рекламные бюджеты падают ежегодно на 4-5%. Что примечательно, TV сегмент не страдает от падения. Российские коллеги это объясняют просто: «Мир - это мир телезрителя». 

Для сокращения расходов в холдингах снижают затраты на редакции (по сравнению с 2008 годом, зарплаты резко сократились). Коммерсантъ планирует перейти на единую информационную платформу (редакцию, которая будет готовить новости для всех проектов Коммерсантъ: радио, журналы, газета). Так что заявления Юрия Ровенского из УМХ выглядят не так уж странно. Это - прагматическая экономия. 

К журналистам повышаются требования. Уже сейчас он должен уметь снимать фото и видео, редактировать, уметь делать графики и прикладную визуализацию. В Look at Me холдинге идут дальше - журналист должен сам обеспечивать часть трафика на свои материалы через социальные сети (или собственные рассылки). В редакции есть вопрос: «Если ты не можешь привлечь читателей к собственному материалу - значит ты им не интересен». 

На телеканале «Дождь» в сотрудничестве с региональными журналистами действует принцип оплаты за показы. Определенный коефициент переводит количество просмотров в гонорар. 

Правила, которыми руководствуются российские коллеги в изменении бизнес модели:

1.Сокращение расходов на творческий офис (создается единый news room для всех платформ в холдинге). Один большой новостной офис для всех носителей. 

2.Не вводить ничего нового. Если издание прибыльное - прибыль должна оставаться в холдинге для постепенного углубления существующих проектов. Нового ничего не вводят. 

3.Комерционализация фото и видео архивов.

4.Переход от продажи банеров на более системную работу с рекламодателем: формат специальных проектов.

Дмитрий Раимов, основатель и руководитель Свободной школы журналистики

Источник: МедиаБизнес